Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 7-ю по Пасхе

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 7-ю по Пасхе

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

13 июня 2021 г.

Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

В этот воскресный день Святая Церковь почитает отцов первого Вселенского собора, который собрал равноапостольный царь Константин. Это 318 архиереев и делегатов со всей Вселенской Церкви, прибывших на Собор для того, чтобы опровергнуть ересь Ария, отрицавшего Божество второго Лица Святой Троицы – Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Они собрались также для того, чтобы сформулировать православное учение о Божестве Сына Божия, о Его воплощении, о Его пришествии в мир. Все, что запечатлел собою Символ веры с 1 по 9 член, является свидетельством итога работы I Вселенского Собора. Второй Вселенский собор, состоявшийся в 381 году, дополнил учение о Духе Святом – с 9 по 12 член Символа веры. С тех пор Святая Церковь неизменно вновь и вновь на каждом богослужении повторяет этот Символ веры – труд святых отцов, память которых мы сегодня отмечаем.

Сегодняшнее евангельское и апостольское чтения вторят тем великим трудам, которые несли наши святые предшественники, святые угодники Божьи. Мы слышали с вами в Евангелии от Иоанна (Ин., 17.1–13) моление Господа нашего Иисуса Христа Своему Небесному Отцу о том, чтобы Он, Бог Отец, сохранил Свое достояние. Наименование этому достоянию – народ Божий. Это достояние и есть Церковь. Господь в этой молитве просил, чтобы Небесный Отец благословил Единство Церкви, чтобы любовь и мир Божий царствовали среди народа Божия, чтобы каждый, именующий себя чадом Божьим, достигал в своих молитвах Самого Бога. В апостольских деяниях, которые мы слышали сегодня перед евангельским чтением, мы с вами слышали о том, как святой апостол Павел призвал пресвитеров церковных и наставлял их блюсти стадо Христово, со всей самоотверженностью совершать дело служения Церкви и все делать для того, чтобы сохранялось единство во Христе всего верующего народа, чтобы нравственность и благочестие были теми силами, которые объединяют людей и открывали им двери в Царствие Небесное.

Обратим внимание: сам Глава Церкви, Господь наш Иисус Христос заботится о том, чтобы созданная им Церковь была крепка и сильна, чтобы она, как совокупность благодати Святого Духа, действующего в верующих людях, могла быть тем средством, используя которое всякий человек, верующий в Бога, мог бы обретать спасение. О том заботится и ближайший ученик Христов, апостол Павел, который, как мы слышали сегодня в Деяниях апостольских, также призывает пресвитеров блюсти Церковь и делать все необходимое для того, чтобы люди спасались. Эти заветы Господа и Его ближайших учеников чрезвычайно актуальны и для нас с вами, ведь мы последователи Христовы, – ученики святых апостолов, воспринявших истинную веру от Божественного Учителя. Голос Святой Церкви с того дня до сего обращен к нам. Этот призыв святого апостола Павла также обращен к нашим пресвитерам, священникам. Каждый священнослужитель призван блюсти стадо, сохраняя его от ересей и расколов. Каждый из нас, священнослужителей, призван к тому, чтобы насаждать благодатью и силой Божьей данные нам в преемстве священнической хиротонии благочестие и нравственность, призывать людей жить по совести и по Закону Божьему, исполнять гражданский долг совершенной любви к Богу, к Отечеству и к окружающим людям. Множество задач стоит сегодня перед каждым пастырем Церкви Божьей. Во многом ревность пастырей зависит от народа, ведь пастырь – это то лучшее, что народ посвящает Богу. И если народ живет не в благочестии, если народ не верит в Бога, то каких пастырей мы можем ожидать в Церкви Божьей?

Жизнь Церкви во многом зависит от народа Божия, ведь народ Божий – это те, кто призван рождать собой и в себе пастырей Церкви. Народ Божий – это те люди, которые являются Телом Христовым, что определяет совокупность и единство в благодати Божьей. Во многом, дорогие мои, те вопросы, которые возникают к пастырям, во многом применимы и к нам, к народу. Если среди нас нет благочестия, если наши матери не готовы рождать будущих пастырей, если наши отцы не готовы воспитывать в благочестии своих детей, которые бы принимали монашество, которые бы совершали свой подвиг – врача ли, педагога ли, военнослужащего ли, то эта совокупность Церкви не будет столь единой и не будет столь крепкой для того, чтобы нам достигать тех результатов, о которых так заботился Пастыреначальник и Господь Иисус Христос. Тогда мы не достигнем того, к чему стремился святой апостол Павел и отцы Первого Вселенского собора. Значит, если мы не живем нравственной жизнью и не являем собой церковность, если мы не бываем верующими людьми, мы являемся не созидателями, а разрушителями Церкви.

Как велика ответственность каждого из нас: и пастырей, и народа! Глядя на нас, неверующие люди так и остаются неверующими, если мы не являем пример благочестия. Если мы бываем справедливо укоряемы теми, кто ищет в Церкви повода не верить в Бога, то мы в большей степени будем осуждены Богом на Страшном Суде, поскольку мы являемся и соблазном для тех, кому соблазн дороже всего на свете.

Дорогие мои, чрезвычайная ответственность лежит на каждом из нас. Неслучайно Святая Церковь через свои евангельские и апостольские чтения, через памятование трудов святых наших предшественников напоминает нам о наших обязанностях, ведь совсем скоро, в следующий воскресный день, мы будем отмечать День Святой Троицы, Пятидесятницы – событие схождения Благодати Святого Духа на святых апостолов. Той Благодати, которая навсегда запечатлела и утвердила вечную Церковь Божию, от которой мы отпадаем, совершая грехи. В несоответствии личном Церкви мы пресекаем воздействие на нас Благодати Святого Духа. Своими грехами мы лишаем себя воздействия благодати Святого Духа, которая бы утешала и укрепляла нас в нашей многотрудной жизни.

Через наше грехопадение, через оскорбление Бога и ближних мы делаемся духовными самоубийцами. Поэтому неслучайно и в наше время на нашей земле есть определенное количество людей, которые накладывают на себя руки, пресекая дар Божий, который дан всякому человеку в сей временной жизни как училище благочестия – соделать себя достойными Царствия Небесного. Показатели смертей от самоубийств и все наши действия, которые отторгают нас от Церкви, наносят рану Телу Христову. Поэтому, дорогие мои, во всем нашем неблагочестии наша задача состоит в том, чтобы приносить искреннее сердечное покаяние, использовать время жизни для того, чтобы исправить ее; через искреннее и сердечное, слезное покаяние и исправление нашей жизни способствовать тому, чтобы Церковь укреплялась.

Есть такой иконописный образ, на котором изображен круг и на краю этого круга лицом от центра, во вне святые отцы совершают молитву. Чем они больше и искренне молятся, тем больше этот круг сужается. Это богословие иконы напоминает нам о том, что чем крепче, сердечнее и искреннее мы молимся Богу, тем мы ближе к Нему, а чем мы ближе к Богу, тем ближе друг к другу. Поэтому каждый из нас, испытывающий одиночество, должен ясно осознавать: чем искреннее молимся Богу, тем ближе к Нему, а чем ближе к Богу, тем ближе к тем людям, к которым бы хотелось быть ближе.

Дорогие мои, будем возносить наши искренние молитвы к Богу, будем стремиться к благочестию. Будем благодарить Бога за то, что нам дана Церковь, чадами которой мы являемся и за то, что благодаря Богом данной Церкви мы имеем возможность прощения грехов в Таинстве Исповеди, что мы можем становиться сопричастниками Тела и Его Божественной Крови. Будем благодарить Бога за то, что благодаря Церкви, мы можем получать то духовное просвещение, ту внутреннюю, освящающую и просвещающую наше сердце силу, которая будет способна в нас противодействовать всякому злу, исходящему от дьявола. В этой благодарности Богу будем совершать наше служение миру, которое заключается в проповеди Евангелия и в образе нашей жизни.

Пусть наше служение ближним, по молитвам нашего Господа Иисуса Христа к Своему Небесному Отцу и по тем наставлениям, которые святой апостол Павел давал своим ученикам, пресвитерам Церкви, в нас самих совершиться. Пусть любовь к Богу и к ближним, наша радость о Господе Воскресшем, Вознесшемся на Небеса и пославшим Благодать Святого Духа, будет неизменной. Пусть эта радость соделает нас достойными Царствия Небесного, к которому мы призваны и которому мы стремимся всей нашей жизнью, которого желаем и которое является всем смыслом нашего существования. Пусть Господь по молитвам Царицы Небесной, святых угодников Божиих и святых отцов IВселенского Собора, память которых мы отмечаем, помилует нас и даст нам благодать Святого Духа, испрашивая которую мы пребываем ныне в молитве. В этой молитве мы просим благодать Святого Духа излиться на весь окружающий мир, чтобы эта благодать просветила, укрепила и спасла нас.

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 7-ю по Пасхе