Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю Всех святых

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю Всех святых

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю Всех святых

Свято-Георгиевский собор

Г. Ярцево, 27 июня 2021 года

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! В только что слышанном нами евангельском чтении от Матфея, в День Всех святых, более-менее понятны нам следующие слова Спасителя: “всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным” (Мф., 10, 32-33). В этом нами усматривается мера справедливости по отношению к нам.

Но то, что говорит Господь далее, затрагивает всю глубину нашей внутренней жизни, поскольку для каждого из нас все то, что относится к отцу, к матери, к сыну или дочери и к самым близким людям, – является чрезвычайно сокровенным, слишком близким, неразрывным от нашей личности. Поэтому слова Господа нашего: “кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня” (Мф., 10, 37-38) – глубоко проникают в наше сознание. Они вызывают глубокие мысли и, может быть, мысли противоречивые.

Одной из таких мыслей является следующее: “Что может быть выше любви к отцу или к матери, к сыну или к дочери? Почему требования Бога настолько высоки? Противоречит ли любовь к Богу любви к самым близким для меня людям? Звучит ли это требование как приговор или это – благопожелание?”.

Обратите внимание на слова Спасителя, когда Он говорит не о том, что “человек не будет рядом со Мной”. Господь не говорит, что человек будет осужден. Он лишь мягко указывает на то, что человек, который любит всех вышеперечисленных больше, чем Господа, недостоин. В этой формулировке “недостоинства” звучит и содержится вся любовь Бога к человеческому роду. Ведь так иногда бывает, дорогие мои, что наша любовь к чему-то или к кому-то становится препятствием любви к Богу, становится препятствием к богопочитанию, к тому, чтобы обратиться к Богу, к тому, чтобы жить нравственно. И иногда самые близкие являются чрезвычайным соблазном и даже поводом к нашей духовной гибели.

Все это в нашей жизни есть, все это перемешано. В хитросплетениях, источником которых являемся мы сами, окружающие, в том числе, близкие нам люди, нам самим трудно разобраться, оглядываясь на историю нашей жизни, в которой все переплетено: и страсти, и радости, и горести.

Господь указывает нам на главное, что должно быть в нашей жизни. Он указывает на то, что любовь к ближним для нас с вами не должна быть препятствием в нашем спасении, и если такая любовь присутствует, значит, что-то не в порядке в нашей личной, в том числе, в духовной жизни. Не было и не будет такой совершенной любви к человеку, которая бы превосходила нашу совершенную любовь к Богу. Всякое наше доброе отношение к ближним, всякое наше жертвенное служение, даже до смерти, самому близкому человеку не бывает препятствием нашей любви к Богу. В то же время наша любовь к Богу, богопочитание, стремление к личному спасению не препятствует нашей максимально совершенной любви к ближним. Об этом, как мы слышали сегодня в евангельском чтении от Матфея, говорит нам Господь.

Мы должны правильно в нашей личной жизни выстраивать приоритеты. Не может быть так, чтобы наши ближние стали препятствием нашего стремления ко спасению. Не должно быть так, чтобы кто-то из окружающих нас людей был бы для нас соблазном, а мы бы с этим смирялись, и это, может быть, не давало бы нам возможность к нашему покаянию и причащению Святых Христовых Таин.

Дорогие мои, мы правильно должны выстраивать нашу духовную жизнь. Мы правильно должны выстраивать наши приоритеты и ценностный ряд нашей личной жизни, чтобы все в ней гармонировало, чтобы все восходило от Бога к человеку и к нам самим. Через такую шкалу должна проходить наша жизнь. Мы все должны поверять Богу, обращаться к Нему, а лишь потом смотреть на самых близких людей, тем более Бог в слышанном нами евангельском чтении говорил, что кто будет так поступать – тот обретет результаты своих плодов во сто крат.

Когда мы проводим воскресный день на огороде и думаем, что это единственный свободный для этого день, поскольку остальные шесть дней рабочие, то мы не понимаем, что часто проводим в праздности, многословии и осуждении долгие часы, которые можно было провести на огороде. Есть множество примеров того, когда мы ленимся ходить в храм, когда мы ленимся встать перед иконой и перекрестится, когда не хочется совершать добрые дела, когда нам лень отрывать от своей собственности то, к чему мы прикипели, ккогда трудно поделиться с нашим ближним, особенно трудно простить грехи обижающим нас и творящим нам злое. Нам не хватает сил, в нас так много гордости, что мы неспособны бываем переступить через себя. Мы не желаем расстаться с этим “богатством”, коим является гордость, тщеславие, самолюбие, похоть и сластолюбие. Это все – “богатства”, которыми наполнена наша жизнь.

Святитель Божий Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский, в толковании этого отрывка Священного Писания от Матфея рекомендует избавиться от этого “богатства”, ведь Господь обещает вам во сто крат больше, если вы все это оставите. Святитель советует передать это “богатство” бедному на доброе, то есть, дьяволу, вернуть ему все то, что он пытался передать вам на хранение. Передав так называемое “богатство” и сделав из себя духовно нищего человека, вы обретете в Боге вашем во сто крат больше.

Всякая хозяйка, всякий внимательный человек в своей жизни замечает, что если он пожертвовал что-то близкое своему сердцу и сделал это с трудом, то Бог немедленно ему возвращает во много крат больше.

Будем делиться добрым для людей злых, оставим все зло человеконенавидцу дьяволу и не будем стремиться повторять это зло. Будем от силы к силе, от молитвы к молитве, от участия в Таинстве к участию в Таинстве стяжать духовную нищету так, чтобы ничего не желать кроме того, что дает нам Господь. Будем стараться ничего более не хотеть, ничего не жаждать кроме Слова Божия, Правды Божией и Его духовных даров.

Если мы, священнослужители, и вы, миряне, будем следовать этому, то Господь наградит нас так, как Он наградил всех святых, которые просияли в Его Церкви, память которых мы сегодня отмечаем. Их прославление есть реальное подтверждение этих слов, поскольку эти святые люди оставили все ради Бога. Посмотрите, сколько духовных плодов, сколько подвигов, в том числе для Отечества, принесли святые угодники Божии.

В следующий воскресный день мы будем отмечать день Всех святых, в земле Российской просиявших. Поэтому, глядя на плоды духа, к коим относится радость, мир, долготерпение – все то, что перечисляет святой апостол Павел, и глядя на то, как эти плоды духа стяжали угодники Божии, будем стремиться вступить в этот святой полк, чтобы, последовав за Христом, и нам обрести некрадомое богатство, вечную духовную жизнь и Небесное Царство, в котором пребывают святые угодники Божии, настоящие граждане нашего земного Отечества и истинные граждане Отечества Небесного.

Пусть молитвами всех святых, в Церкви Божией просиявших, Господь помилует всех нас и дарует нам Царствие Небесное. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю Всех святых