Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Свято-Сергиевском храме мкрн. Соловьиная роща

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Свято-Сергиевском храме мкрн. Соловьиная роща

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского в микрорайоне Соловьиная роща города Смоленска

18 июля 2021 года

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Не только святые толкователи Священного Писания, но и мы с вами удивляемся, слыша сегодня Евангельское чтение Матфея, в котором повествуется событие входа Господня в Капернаум, как Ему встретился офицер римской армии, язычник, человек далекий от религиозной жизни, не знающий никаких ветхозаветных законов, и может даже быть не ведущий какой-то религиозный образ жизни, одним словом, человек далекий от религиозных традиций.

Господь, удивившись, как об этом повествует евангелист Матфей, сказал: “истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры” (Мф 8,10). О чем идет речь? Этот римский офицер и воин, подойдя к идущему по городу Капернауму Господу говорит: “Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает” (Мф 8, 6). Обратите внимание: ни сын, ни дочь, ни жена, а всего лишь, как будто человек посторонний – слуга. О нем просит римский военаначальник. И господь ему отвечает: “Я приду сейчас и исцелю его” (Мф 8,6). Господь не случайно, не гадательно отвечает ему. Он уже знает, что этот римский сотник ему скажет. Также как Господь знает все, что мы скажем в нашей жизни. Сотник, отвечает на намерение Господа прийти в его дом: “Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой” (Мф 8,8). Этот язычник свидетельствует о Божественной власти Господа нашего Иисуса. Он, не смотря на присутствующих иудеев, исповедовал Господа, Его Божественную власть: способность даже не прикасаясь к человеку, на расстоянии, совершить исцеление. Поскольку для Бога нет ничего невозможного. И Господь удивился силе веры человека, далекого от понимания Божественного.

Так, дорогие мои, бывает и в нашей жизни. С одной стороны, мы видим людей воцерковленных, знающих и соблюдающих церковные традиции, правила, обряды. Но, к сожалению, не могущих достигнуть хотя бы малой части добродетельной жизни. Это наша общая приходская болезнь. Это наша общая болезнь для священников и для мирян. А бывает так, что человек не имеет никакого опыта церковной жизни. Он может быть даже не знаком с Евангелием и для него не ясно понимаемы такие фундаментальные понятия как честь, совесть, достоинство человека. В него уже вложено, по всей видимости, родителями, а может быть обстоятельствами жизни и испытаниями, которые он встречал, на своем жизненном нерелигиозном пути, особенное отношение к окружающим людям.

Это отношение проявляется в совестливости, в способности на зло отвечать добром. Но это бывает лишь тогда, когда у человека есть к этому способность

Господь, говоря о последних днях, также нам свидетельствует о том, что “есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними” (Лк 13,30). Это, дорогие мои, урок для всех нас. Поскольку фундаментом нашей с вами веры должно быть смирение. То смирение, которое было у римского языческого офицера: “Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой” (Мф 8,8), говорит это сотник. Он не смиренничает перед Господом, он не старается сделать так, чтобы понравиться окружающим людям. Он офицер, а здесь идет толпа неизвестных, со светской точки зрения, людей, с каким-то учителем. Да кто они перед римским офицером? Никто. И власти у них никакой. Но речь идет не о мирской власти, и не о мирской чести и мирском достоинстве, а о Божественной власти. О власти Божественной любви, которую смог рассмотреть своим сердцем и своим умом этот далекий от религиозности человек.

Все это нам в обличение, поскольку и мы не способны в простом человеке вне церкви и даже в церкви, зашедшего случайно в храм, разглядеть образ Бога. Мы способны лишь быстро осудить его, мгновенно дать оценку его статусу по отношению к Церкви и к Богу. Это у нас происходит быстро и мы бываем не способны разглядеть в ином человеке образ Божий. И уж точно мы не способны оценивать окружающих нас людей, как людей выше нас по достоинству, более достойных, чем мы. Поскольку они не ведают и творят, а мы знаем, что делаем, и тем самым, по слову Божьему, будем осуждены во много крат сильнее.

Но речь не об осуждении. Речь о том, что фундаментом нашей веры в Бога должно быть смирение, то есть исповедование Бога, которое предполагает наше осознание собственного недостоинства перед Ним. Собственного не достоинства из-за того, что мы реально совершаем перед Богом ошибки, что мы реально оскорбляем Его Божественную любовь по отношению к нам, мы предаем любовь Божью к нам.

А когда это бывает? Тогда, когда мы нарушаем заповедь. Причем мы стремимся к тому, дорогие мои, чтобы подобно дезертирам отсидеться в окопе в то время, когда идет война. А война должна быть, дорогие мои, у нас с вами в том, чтобы мы, смело выйдя из наших окопов собственного благополучия и личного комфорта, начали бороться со своими страстями. И вот когда мы вооружимся против наших страстей, когда мы начнем им противодействовать, мы с вами почувствуем мощную силу, нам противодействующую, которая идет прежде всего от нас самих, от нашего ветхого человека, как об этом свидетельствует святой апостол Павел. Это бывает тогда, когда наш ветхий человек капризничает, когда он уговаривает нас не совершать человеческий подвиг, когда он внушает нам не воздерживаться, не делиться, не прощать обиды. Этот внутренний наш человек, греховная жизнь и тление, которые возведут нас в могилу. А то, что нас возведёт к Богу – это то доброе, в чем мы стремимся ему благоугождать.

Но помимо ветхого человека есть еще другой искусник, который внушает нам не совершать добро, имя ему диавол. И он всячески скрывается, особенно от неверующего сознания, от сознания не религиозного, поскольку обнаружение диавола как личности, будет означать, что человек немедленно приобретет веру в Бога, как противоположность диаволу. Поэтому диавол скрывает себя, он действует через похоти наши, он действует через окружающих людей, через обстоятельства, он напрямую иногда действует, если мы это ему позволяем. Поэтому у нас с вами на этой войне дел очень много, очень много сил, которые мы должны преодолевать, но Господь не обещал нам легкую жизнь.

“Возьмите иго Моё на себя” (Мф 11, 29), говорит Господь, но мы дальше должны услышать эти наставления Божьи: “ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко” (Мф 11, 30). Господь обращает наше внимание на то, что ни нашими с вами силами в нас будет достигаться победа, а силой Божьей, которая в немощи человеческой совершается. Для этого, дорогие мои, мы с вами должны проявлять смирение, то есть такое состояние души, когда мы добровольно принимаем Бога в нашу жизнь, когда мы добровольно подчиняемся Его заповедям, когда мы полностью вручаем всю нашу судьбу в Его руки. И когда это начнет происходить, а это будет происходить постепенно, когда мы начнем приобретать навыки, искусность в нашей борьбе, тогда Господь будет не нашими, а своими силами совершать в нас чудеса и давать нам те свои Божественные силы, благодаря которым мы будем противодействовать врагу.

В этом вся специфика жизни религиозной, в этом специфика жизни духовной, что мы не своими силами, а Божьими силами совершаем надлежащий нам подвиг. Так подвиг совершал преподобный Сергий, память которого мы отмечаем, который явил образец своим ученикам. Но то, чего он достиг, требовало невероятных человеческих сил. И никакое житие, как жанр, не способно отразить все человеческие муки, также как и никакое житие не способно отразить всю ту полноту человеческой радости, которую человек приобретает, когда сила Божья входит в пространство его жизни, сердца, души и ума. Ничто не сравнится с этой радостью, которую человек испытывает, когда благодать Божья касается его сердца. И человек жаждет и алчет только этой благодати, как самого драгоценного в своей жизни. В этом феномен религиозной жизни.

Поэтому, дорогие мои, для того, чтобы нам спастись, для того, чтобы нам не бесцельно пройти подвиг нашей жизни, будем подражать преподобному Сергию, игумену Радонежскому, стремиться следовать примеру наставников духовных наших. Благодаря князю Александру Невскому, святым Царственным страстотерпцам, память которых мы совершали вчера, и иным угодникам мы, в первую очередь, должны приобрести подлинный навык смирения перед Богом. Если у нас с вами будет приобретаться этот навык смирения перед Богом, то и перед людьми мы не будем гордиться, то и перед людьми мы не будем тщеславиться и искать своего превосходства над кем бы то ни было. Пусть этот пример Евангельский, когда язычник получил от Господа такую высокую оценку своей искренней веры в Бога и своего смирения, будет для нас обличением нашей духовной несостоятельности. Пусть его пример и пример многих других людей, дает нам возможность к тому, чтобы и мы, встав на путь борьбы с собой, приобрели самое главное оружие, с помощью которого мы можем отразить любые диавольские наветы – смирение. И пусть преподобный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец, который сегодня особенным образом молиться за всех нас, восхваляющих его святое имя, будет нам в этом помощник и защитник.

Аминь.

С праздником престольным, с Воскресным днем!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Свято-Сергиевском храме мкрн. Соловьиная роща