Обновления

Слово митрополита Исидора в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска

28 августа 2021 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Мы сегодня собрались в храм Божий для того, чтобы почтить событие блаженной кончины Божией Матери. Обратим внимание на то, с каким настроением мы участвуем в совершении этого события. Похоже ли оно на те впечатления и чувства, которые бывают у нас, когда мы предстоим у гроба очень близкого и дорогого нашему сердцу человеку? Что происходит там? А там бывает плач, расстройство, огорчение тем, что очень близкий для нас человек ушел из жизни. Нам не хочется расставаться с ним; нам было дорого то, что он сопровождал нас на пути нашей жизни. Но какие чувства сопровождают нас сейчас, когда мы видим перед собой Честную Плащаницу Царицы Небесной? Испытываем ли мы те же чувства?

Каждый из нас согласится с тем, что, глядя на эту Святую Плащаницу, мы не испытываем никакого горя, не плачем и не печалуемся о том, что Царица Небесная ушла из земной жизни. Только благоговейное, спокойное, молитвенное чувство нас посещает, когда мы смотрим на эту Святую Плащаницу. Так почему же такие разные чувства бывают у нас по отношению к Царице Небесной и к тем близким людям, которые уходят из нашей жизни? Ответ кроется в самом жизненном подвиге Божьей Матери, который запечатлен в Священном Предании и, в частности, в церковных песнопениях.

Святая Церковь прославляет Божью Матерь за то, что Она всю Свою земную жизнь ходила перед очами Божиими, она совершала весь Свой жизненный подвиг, всматриваясь в то, как Бог оценивает Ее мысли, чувства и действия. Это хождение перед Богом и определило то, что Она стала Вместилищем Невместимого Бога и родила, оставаясь девой, Богочеловека Христа. После этого события Рождения Спасителя мира Она продолжила Свое шествие перед очами Божьими, теперь уже служа Богочеловеку и Сыну Своему.

Обратите внимание на слова Пресвятой Богородицы при первом чуде превращения воды и вино, совершенном Господом в Кане Галилейской (см. Ин., 2, 1-11). Царица Небесная указала служителям: “Что скажет Он вам, то сделайте” (Ин., 2, 5). Это повеление, которая Она сама пронесла через Свою земную жизнь, услышали Его святые ученики, апостолы Христовы. Для этих людей разного возраста – святых апостолов, Она всегда была примером того, как необходимо относится к Богу и к Себе. Она была непререкаемым авторитетом, и когда случилось Ее блаженная кончина, предвозвещенная Архангелом Гавриилом, апостолы чудесным образом, с разных концов земли, собрались в Иерусалиме. И скончавшаяся, то есть перешедшая к Богу, Царица Небесная была торжественно перенесена ими в родовую гробницу, усыпальницу, в Гефсиманском саду, где уже покоились Ее блаженные родители Иоаким и Анна. Апостолы не рыдали, как об этом повествует Священное Предание, они благоговейно шли за гробом, провожая из Сионской горницы в Гефсиманский сад Царицу Небесную.

Это благоговение передается из поколения в поколение и нам, дорогие братья и сестры. В этом благоговении нашем перед усопшей Царицей Небесной загадка воплощения Бога в человека. В этом благоговении запечатлено все то, что Она пронесла как Матерь воплотившегося Бога, в том числе те страдания, которые Она испытала, стоя у Креста Господня, и видя распятого Сына Своего. Никакое материнское сердце не способно выдержать страдания любимого чада. Поэтому мы можем представлять, какие раны навсегда запечатлелись на любящем сердце Царицы Небесной. Поэтому мы не удивляемся, что, Она почила о Господе относительно рано, по нашим меркам.

Святое Церковное Предание, которое не отражено в Священном Писании, но так ярко отразилось в творениях святых отцов, указывает нам, что кончина Пресвятой Богородицы произошла в 57 году от Рождества Христова. Нельзя сказать, что Она была в преклонном, по нашим меркам, возрасте. Её относительно ранняя кончина связана с тем невыносимо тяжким трудом, который Она пронесла в Своей земной жизни, и теми невероятными страданиями, которые не могли не отразиться на Ней.

Всякие наши страдания, безусловно, сокращают нашу жизнь. Но для Неё, Царицы Небесной, сама кончина, произошедшая по воле Её Единородного, рожденного Ею, и Единородного Отцу Богу, Сына, явилось тем промыслительным случаем, который не отверг Её от нас, а навсегда соединил Её с нами.

Об этом ярко и ясно свидетельствует Священное Предание, которое мы формулируем и в тех песнопениях, употребляемых Святой Церковью в дни Успения, особенно во время Чина Погребения, который пройдет в нашем кафедральном соборе в воскресный вечер, то есть завтра вечером. А сейчас мы благоговейно стоим перед Царицей Небесной, понимая, что Она, всю Свою жизнь посвятившая непрестанной молитве Богу и тому тяжкому труду служения промыслу Божиему, научает и нас, дорогие мои, нашему христианскому подвигу. Научает тому, как мы должны, хотя бы отчасти, подражать Царице Небесной и совершать наш с вами жизненный подвиг, направлять все наши силы к жертвенному служению Богу и людям, подобно тому, как это делала Божия Матерь.

Та неусыпная молитва, которую Царица Небесная пронесла через Свою земную жизнь, не могла не запечатлеться в вечности. Мы можем себе не только представить, но и ощутить, как Божия Матерь, ныне предстоящая у Престола Божиего, продолжает Свои непрестанные молитвы. Как Она, навыкшая в Своей земной жизни к этой молитве, и в Царствии Небесном ходатайствует перед нами. Мог ли Ее возлюбленный, любящий Её Сын, сделать так, чтобы Царица Небесная осталась в том тлении, которое предназначено для всякого умирающего человека? Могла ли бы Та, которая стала “Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим” полностью подчиниться человеческим законам, которые определил для человеческого рода и всего мира Ее Божественный Сын? Нет! Она, по Его Божественной воле, превзошла некоторые человеческие законы.

Апостол Фома, который по промыслу Божиему не был в день Её погребения в Гефсиманском саду, подобно тому как его не было при Воскресении Христовом, на третий день, вместе с иными апостолами пришел ко Гробу Царицы Небесной. Открыв гробницу апостолы не увидели Пречистого Тела Божией Матери, потому что Божественный Сын взял Её Тело, драгоценное для Него Материнское Тело, в Царствие Божие. Божия Матерь, как об этом свидетельствует Церковное Предание, в тот вечер, когда они вернулись от гроба и сидели в Сионской горнице, явилась им в Воскрешенном Богом Теле и произнесла единственную фразу: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”, и святые апостолы единогласно пропели Царице Небесной: “Пресвятая Богородица, помогай нам”. И с тех пор эти слова мы произносим каждый раз, обращаясь во время богослужения к Царице Небесной. Мы произносим эти слова произносить и в нашей келейной молитве. Этот призыв помогать нам, он является тем спасительным действием, которое возводит нас от тленного к нетленному, и Сама Божия Матерь всех обращающихся с искренней молитвой к Ней, соделывает причастниками благодати Божьей, будучи Посредницей между Богом и человеческим родом.

Поэтому, дорогие мои, в этот торжественный час нашей молитвы Царице Небесной, когда мы отмечаем Ее Преславное Успение, будем прославлять Её: “в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную” (Канон Успению Пресвятой Богородицы (2-й), кондак, глас 2).

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в праздник Успения Пресвятой Богородицы