Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре города Смоленска

19 августа 2021 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Господь взошел на высокую гору, взяв с собой ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна. И ученики стали очевидцами уникального события: они увидели Господа в окружении пророков Моисея и Илии, беседующего с ними о предстоящих Своих страданиях. Они увидели неизреченный Свет, исходящий от Господа. Этот Свет был настолько ярким, что ни одна аналогия тварного мира не способна передать силу его блистания. Так что евангелисты, и с особыми трудностями переводчики Священного Писания, могли привести только аналогию солнечного света и сияние, на которое невозможно смотреть, вглядываясь в солнечный диск. Потому что невозможно человеческим языком описать этот Божественный Свет, поскольку он имел нетварную природу и нетварное происхождение, хотя и пронизал человеческую плоть Христа Спасителя нашего. Ученики изумились, смутились и не знали, что делать, видя это неизреченное чудо.

Именно поэтому мы слышим вопрошание Петра ко Спасителю, но голос Божественного Отца, незримо соприсутствовавшего во время этого действия, упредил Петра и других учеников. Повелевающий глас Божий: “Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте” (Мк., 9, 7) успокоил учеников. Они удивились тому, что увидели, поскольку ничего до этого подобного не видели. Они увидели нетварный Божественный Свет. Ведь Второе Лицо Святой Троицы, воплотившийся в Божественный Логос Сын Божий, рожденный Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, является проводником исходящего от Отца Духа Святого. Именно действие проявления Бога Духа Святого видели святые ученики. Они удивлялись тому, как воспринятую плоть человеческую пронизывает Божественный Свет, как он объемлет человеческую природу, ее возвышает, облагораживает, украшает. И мы вместе с ними удивляемся тому, какое высокое достоинство Бог предназначил для человеческого рода, восприняв нашу с вами человеческую природу, созданную Им по образу и подобию, а значит, как об этом говорят преподобный Максим Исповедник и святитель Григорий Нисский, изначально предназначенную для того, чтобы на нее мог воздействовать Сам Бог и Его нетварный Свет.

Так что с богословской точки зрения нет ничего необычного, что Божественный Свет пронизывает человеческую природу, носителями которой и являемся мы с вами. Так что и нас может пронизывать этот Божественный Свет благодати Бога Духа Святого. Каким же образом, дорогие мои, мы можем удостоиться того, чтобы то, что видели ученики коснулось и нас? Об этом говорит Сам Господь, приводя аналогию света, будучи Сам источником Света. Он говорит ученикам простыми словами: “Если око твое будет чисто, то все тело твое будете светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно” (Мф.6., 22, 23).О чем идет речь? В этих аналогиях и иносказательных фразах Сам Господь уверяет нас в том, что именно то, носителями чего мы являемся, и бывает нашим мировоззрением. Если мы носим в себе свет, то и являемся носителями света. А если мы лишаем себя этого света, то мы становимся детьми тьмы. И эта тьма омрачает наш ум и сердце, не дает возможности сердцу проникнуть в нашу человеческую природу.

Но что можно сделать, чтобы этот Свет коснулся нас, чтобы пронизывал нашу природу? Нужно изъявление нашей воли. Поэтому каждый раз, произнося слова молитвы Господней “Отче наш” мы просим: “Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли”. Именно от нашего с вами человеческого волеизъявления и согласия нашей человеческой воли с волей Божьей зависит то, сможет ли нас коснуться Божественный Свет. Если мы поступаем по своей, а не по Божьей воле, то мы отвергаем возможность проникновения в нас Божественного Света, поскольку идем против Бога, действуем против Него, а значит закрываем тот возможный путь нашего спасения, который состоит в стяжании благодати Святого Духа.

Поэтому исполнение Заповедей Божьих — это не непременное условие нашего спасения. Заповеди Божьи — это те необходимые ориентиры в нашей жизни, которые направляют нас ко спасению и ничего иного в этом мире не может быть кроме этих главных ориентиров. Поэтому любовь к Богу, любовь к ближним и все то, что заповедал нам Господь и Спаситель наш — это непременные условия нашего спасения, без выполнения которых мы погибнем.

Поэтому, дорогие братья и сестры, для каждого из нас, священнослужителя или мирянина важно быть исполнителем Заповеди Божьей. Наши мысли и чувства важно наполнить стремлением к исполнению воли Божьей. А главной задачей, которую необходимо каждому из нас поставить в нашей личной жизни, является стяжание благодати Святого Духа. Но она не выполнима человеческими усилиями. Только воля Божья, Его благодать, причастниками которой мы способны стать, могут спасти нас. Своими человеческими усилиями мы не можем спастись, но только милостью и благодатью Божьей. И для того, чтобы вступить на путь спасения, нам нужно искренне пожелать этого спасения, нам необходимо искреннее покаяние, то есть очищение нашего внутреннего духовного пространства от греха. Освобождаем мы его для благодати Божьей, постепенно наполняясь ею по мере нашей способности удержать её. Всякий грех, совершаемый нами, дорогие мои, отгоняет Божью благодать от нас, делает нас неспособными быть её носителями.

Поэтому, дорогие мои, когда у нас возникает вопрос, как часто нужно прибегать к Таинству покаяния, нужно помнить, что на это отвечали святые отцы: как можно чаще. Покаяние, конечно же, бывает тогда, когда мы каемся перед Богом в присутствии священника, и он, Богом данной властью, принимает нашу исповедь и читает разрешительную молитву. Но также покаяние очень важно как состояние нашей души. Поэтому всегдашнее покаянное чувство должно сопровождать нашу жизнь, и где бы мы ни были, наше сердце и наш ум должны быть обращены к Богу с непрестанной молитвой к Нему. Святые отцы советуют нам навыкать к Иисусовой молитве, которая является грозным оружием против диавола. Она привлекает благодать Божью в наше сердце и научает нас непрестанно памятовать о Нем. В свою очередь непрестанное памятование о Боге есть чрезвычайно важное средство для нашего спасения, которое создает “непадательность” нашего с вами духовного состояния, то есть всегдашнее трезрение.

Именно поэтому, дорогие мои, Святая Церковь через святых отцов призывает нас к постоянной молитве как к естественному состоянию нашей духовной жизни. Нельзя полагать, дорогие мои, что в жизни достаточно прочитать утром и вечером всего лишь несколько молитв, и тем самым считать, что этого непременно хватит для того, чтобы мы назывались духовными. Ни в коем случае. Только непрестанная молитва и покаяние перед Богом создают необходимые условия для нашего спасения.

Путь ко спасению многотруден, но Бог не обещал нам легкой жизни. Он воодушевил нас словами: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…” (Мф., 16, 24). Но к этому Он присовокупил и иные слова, которые облегчают нам тяжкое шествие ко спасению: “Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мф., 11, 30). И Он говорит нам, что мы не нашими силами, а силой Божьей получаем все необходимое в нашей духовной жизни; не наши немощные человеческие силы, а благодать Божья укрепляющая, благословляющая и дающая нам все необходимое для нашего спасения, является этим необходимым средством.

Поэтому, дорогие мои, будем искренне надеяться на милость Божью, будем искренне каяться перед Богом, будем свидетельствовать перед Ним о нашем недостоинстве, будем изучать то, что такое смирение перед Богом, чтобы привлекая Божественную благодать, нам стать ее непременными причастниками. И пусть в этот праздник Преображения Господня, когда святые ученики стали причастниками исходящего от Бога Божественного Света, Он коснется и наших сердец. Пусть каждый из нас поставит перед собой непременную задачу в своей личной жизни – стяжать благодать Святого Духа, освещающую, просвещающую и укрепляющую нас. Благодатью Божьей, стремясь к Богу, воспевая и хваля в Троице прославляемого Бога, Отца и Сына и Святого Духа, радоваться тому, что Господь даровал каждому из нас все необходимое для нашего с вами спасения!

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа