Обновления

Слово митрополита Исидора в день мученической кончины святого благоверного князя-страстотерпца Глеба

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день мученической кончины святого благоверного князя-страстотерпца Глеба

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день мученической кончины святого благоверного князя-страстотерпца Глеба

Храм в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба города Смоленска

18 сентября 2021 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, мы отмечаем событие убиения святого благоверного князя Глеба (во святом крещении Давида). Это событие произошло здесь, на этом месте, в 1015 году. Каждый раз, когда мы вспоминаем этот страшный день убийства невиновного человека от рук его брата Святополка, мы думаем о том, почему же этот сильный воин не применил силу к тому, чтобы защитить себя от того зла, которое погубило его земную жизнь? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, какие ценности определяли мысли и чувства князя Глеба. И когда мы об этом подумаем, то осозна́ем, что князь Глеб также, как и его брат, святой благоверный князь Борис, были преисполнены любви к Богу и к ближним. Именно основываясь на этих фундаментальных мировоззренческих ценностях, мы должны размышлять об этом событии.

Почему князь Глеб не стал сопротивляться той малой силе, которая воздействовала на него? Ведь убийство благоверного князя совершил не сам Святополк, а подосланные им его помощники, которые заставили повара, человека из ближайшего окружения Глеба, перерезать горло этому благочестивому человеку. Что двигало Святополком, и почему именно такой ответ на это злое движение дал князь Глеб? Это, казалось бы, сложные, неразрешимые вопросы, но на самом деле все намного проще. Если один злобствовал и искал власти ценой жизни другого, очень близкого к себе человека, то иной искал воли Божией, сообразовывал свои мысли, чувства и действия с тем, что угодно Богу.

Мы слышим в песнопениях праздника, что Богу было угодно, чтобы князья Борис и Глеб проявили братолюбие. Проявили ту совершенную любовь, к которой каждого из нас призывает Господь. Эта совершенная любовь никоим образом не соотносится с той философской мыслью, которая звучит как “непротивление злу насилием”. Эта концепция несовершенна по отношению к духу Евангелия, поскольку Господь не призывает нас к тому, чтобы мы не сопротивлялись злу. Господь призывает нас к тому, чтобы мы совершали действия, которые бы не приумножали, пресекали зло. В этом суть сопротивления, которое заложено в понятии “патриотизм”: защищая наше Отечество от неприятеля, мы не желаем приумножения зла, а хотим лишь того, чтобы это зло пресеклось.

Что бы произошло, если бы князья Борис и Глеб, проявив сопротивление, убили своего брата Святополка? Воцарился бы мир между сыновьями великого князя Владимира, мир на Святой Руси? Какие события мог бы спровоцировать иной ответ благоверных князей на зло? Об этом трудно сейчас говорить, поскольку эти великие угодники Божии, князья Борис и Глеб, выбрали иной путь, установленный Богом – путь совершенной любви к Богу и к ближним.

Через жертвенное непротивление конкретному злу в отношении себя князья-страстотерпцы пресекли то бо́льшее зло, которое могло распространиться от их противодействия действиям Святополка. Но мы с вами должны не забывать, что не всякое непротивление злу является благим, а только то, которое пресекает, но никак не приумножает зло.

Святые князья Борис и Глеб, именно исходя из этой богоустановленной идеи, благословляли святого Александра Невского, явившись ему перед той самой, главной, Невской битвой. Именно поэтому святые благоверные князья Борис и Глеб благословляли и благословляют наших защитников Отечества, исходя из Божией воли, которая заключается в пресечении зла, но не в приумножении его. Принимая решение о том, сопротивляться ли воле Святополка или подчиниться воле Божией, они исходили из слов Спасителя, сказавшего Своим ученикам и всем нам: “И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить”; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне” (Мф., 10, 28). Следуя этому призыву Спасителя, мы должны избегать того, что может навредить нашей душе. Что же является губительным для нее? Повреждение души приносит нам всякое зло, которое мы допускаем в наше сердце. Нашу личность разрушают грехи наши, те внешние обстоятельства, принимая которые мы перестаем следовать воле Божией, проявляя свою человеческую волю.

Пример подвига святых князей Бориса и Глеба научает нас тому, чтобы мы стремились к совершенной любви к Богу, чтобы наши мысли были связаны не с нашими личными интересами, не с нашей личной выгодой, а со славой Божией, которая превосходит всякое время и всякое обстоятельство. Господь дает нам Свою любовь, которая обеспечивает каждого из нас необходимым для нашего спасения, для вхождения в Царствие Божие.

Поэтому, дорогие мои, будем стремиться всякою нашу мысль, всякий поступок и действие поверять с волей Божией, которая состоит в том, чтобы мы проявили любовь к ближним, не любили себя больше Бога и больше окружающих людей, а делали все то, что Бог повелевает нам.

Сегодня, в день памяти святого князя Глеба, в крещении Давида, мы собрались с вами на Смядыни, на месте его убиения, и молимся о том, чтобы Господь послал нам Свою божественную мудрость для того, чтобы мы в нашей с вами личной жизни принимали правильные решения, необходимые в тех или иных сложных ситуациях и обстоятельствах. Чтобы мы были способны, глядя на пример нашего великого сродника и предшественника князя Глеба, проявлять наше братолюбие к тем, кто окружает нас, проявить мужество и героизм, когда потребуется.

Пусть молитвами святого князя Глеба, его собрата князя Бориса, подвиг братолюбия которых является совершенным, Господь благословляет сынов России, благословляет Главу государства нашего, благословляет воинство, всех тех людей, которые любят наше Отечество, всех тех, кто трудится для него.

С праздником, дорогие мои!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день мученической кончины святого благоверного князя-страстотерпца Глеба