Обновления

Слово митрополита Исидора в праздник перенесения мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в праздник перенесения мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник перенесения мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии

19 сентября 2021 года

Свято-Успенский кафедральный собор г.Смоленска

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы часто, особенно те, кто регулярно приходит в храм Божий, слышим эту притчу Господа о злых делателях виноградника, которым господин этого виноградника вручил дело воссоздания сада и преумножения плодов (См. Мф., 21.33-42). Конечно же, нас с вами возмущает поступок нанятых этим господином людей, которые убили посланных господином рабов, а потом убили и сына господина, размышляя лукаво: “пойдем, убьем его и завладеем наследством его” (Мф., 21.38).

Нам представляется глупым весь этот поступок, поскольку очевидно, что господин, располагающий возможностью содержать этот виноградник, имеет возможность нанять и иных делателей. Он может сделать все, чтобы пресечь это беззаконие, но господин многократно посылает своих рабов, чтобы потребовать от нанятых людей того, что они ему обещали. Размышляя так, господин направляет и сына своего, говоря в себе: “постыдятся сына моего” (Мф., 21.37). Но они убили и сына.

Каждому из нас понятно, что это предел беззакония. Каким сердцем нужно обладать, чтобы совершать такие убийства?!

Но убийства не происходят просто так. Не бывает никакого греха в нашей с вами жизни, которому не предшествует множество мелких грехов, которые делают безболезненным совершение более крупного греха. Поэтому ни один преступник, совершивший тяжкое преступление, особенно убийство, не мог совершить его без соответствующих предпосылок, без склонности к этому, без внутренних обстоятельств и поводов, сочетание которых и обеспечило возможность совершения тяжкого греха.

Так бывает и на нашем жизненном пути, когда мы совершаем крупную жизненную ошибку, о которой потом сожалеем всю жизнь. Мы ясно понимаем, что этой крупной жизненной ошибке обязательно предшествовали более мелкие, мало значащие, как будто бы и не замечаемые нами грехи.

Мы часто на исповеди произносим священнику: “Ни в чем не согрешил, ведь я же не убивал никого, не совершал никаких злых деяний и если в отношении кого-то проявил злость, то этовсе мимолетно, а в целом я человек праведный”. Такое отсутствие духовного зрения в каждом из нас выдает духовную слепоту, не способность различать так называемые мелкие грехи, которые на самом деле наносят более существенный урон и повреждение нашей душе, чем грехи крупные, которые точно в нашем сознании, в нашем сердце запечатлеются и будут напоминать через голос совести о совершенном.

Особенно нам, людям церковным, для которых пространство духовной жизни является как будто бы нормой, нужно бояться мелких грехов, потому что они как раз и создают повод к крупным ошибкам в нашей личной и духовной жизни. Самая крупная ошибка и самое крупное духовное повреждение – это наша с вами духовная слепота, когда мы бываем не способны различать ежеминутную греховность нашей жизни. Эта ежеминутная греховность поражает и нас, священников, и мирян, присутствующих или отсутствующих в храме. Мы все повреждаемся грехом. Но если нас настигает слепота, это крайняя степень повреждения. Поэтому будем бояться ее. А чтобы нам не впасть в слепоту духовную, мы должны очень внимательно произносить наши утренние и вечерние молитвы, не отвлекаясь на посторонние темы, которые настигают нас в первые минуты нашей молитвы.

Мы должны стремиться к тому, чтобы во время богослужения ничто не отвлекало наше сознание и наше сердце от самого богослужения, от его глубоких смыслов, от личности Самого Бога, Который присутствует Своей благодатью во время всякого богослужения. Если мы отвлекаемся, мы наносим себе вред, притупляем свое духовное зрение, привыкаем к тому, что мы не видим ничего в пространстве нашей духовной жизни и приобретаем ту духовную слепоту, которую приобрели делатели виноградника.

Мы можем себе представить, как добрый хозяин нанял очень благочестивых людей. Он специально отобрал тех, кто будет точно работать и ухаживать за его виноградниками. Вы знаете, что виноградные лозы растут сотни лет? Поэтому, чтобы ухаживать за ними требуются высокие навыки и профессионализм. Господин нанял профессионалов, добросовестных людей, которые точно бы в определенное время должны были представить плоды обилия винограда. Но что-то не так произошло в жизни этих людей в этот период и они убили сначала рабов, а потом убили и сына хозяина виноградника. Мы можем только догадываться о степени духовной слепоты, которая была у этих людей.

Эта духовная слепота, дорогие мои, поражает и нас. Праведный Иоанн Кронштадтский говорит об этом так:

– Это духовная слепота и это отрицание Бога, ведь мы с вами легко угадываем в этом господине виноградника самого Бога, а виноградник – это наша с вами жизнь, врученная нам Богом во всей своей полноте и совершенстве, переданной человеку в управление.

Этот угодник Божий, толкуя Евангелие, говорит о том, что наше убийство Бога происходит не только в нашем сердце, в уме и в душе, когда мы совершаем грех. Это убийство мы совершаем и в окружающем нас мире. Оно носит различные формы.

Об этом говорит другой толкователь Священного Писания и этой притчи – преподобный Иустин (Попович).

“Люди, работающие в винограднике, разными способами отвергают слуг Божиих, отрицают их, не признают. Так называемая “позитивная наука” не признает ничего в этом мире Божиим; деисты – нечто; атеисты – ничего, материалисты – ничего. Люди как работники в винограднике настолько обезбожились, что ничего Божиего не видят и не признают ни в мире, винограднике Божием, ни в посланниках Божиих: пророках, апостолах, святых, праведниках. Больше того, они даже и в Сыне Божием не видят и не признают Бога, несмотря на то, что Он – живое, земное, человеческое воплощение Бога невидимого, воплощение Бога: Бог – явленный и объявленный во всей полноте Своей как человек. И на самом деле, люди разными способами убивают Сына Божия в себе, в окружающем их мире, и Его собственность, Его наследие провозглашают своим. Учитель убивает в ученике Сына Божия, когда учит его безверию; судья – в подсудимом, когда его судит не по правде; ученый – в студенте, когда утверждает, что мир возник сам по себе; священник – в прихожанах, когда живет – неевангельски; государственный деятель – в подданных, когда не управляет по Божиим законам; безбожник, когда силой навязывает свое безбожие; богоборец – когда соблазняет простых и наивных. И еще: убивают Сына Божия и слуг Божиих те, кто провозглашает стихии природы самостоятельными и самовозникшими, отрицая за ними всякую Божественную целенаправленность в существовании и деятельности. Гром разве не слуга Божий? а молнии? а свет? а воздух? а небо? а солнце? а звезды? а растения? а животные и вообще все существующее? Приписывание этому какой-то самостоятельной и механической задачи, убивает их и уничтожает как логичные, Божественно логичные и целесообразные стихии; лишает их и пророческого, и логосного смысла. И так сводит мир на алогосное чудовище, и глупость, и бессмысленность”. (См.: Преподобный Иустин (Попович). Толкование на Евангелие от Матфея.)

Таким образом, убийству Бога, по слову преподобного, может послужить и труд учителя, педагога, профессора, которые, доказывая отсутствие Бога, уже вносят свой вклад в Его убийство. Это убийство Бога также может быть и у представителя иной профессии, например, у врача, который недобросовестно совершает свое врачебное дело, у представителя власти, который совершает управление людьми, не соотнося его с Законом Божиим. Это бывает и у нас с вами, у обычных людей, которые проявляют равнодушие к собственной душе, к судьбе окружающих нас людей и в целом к судьбе Отечества. Нам бывает безразлично, что происходит в нашей стране, мы закрываемся в самих себе, считая, что ценно только то, что связано лично с нашими интересами и ничто иное. Все это признаки нашей с вами духовной слепоты.

Эта притча, которую Господь произносит, очень важна для всех поколений человечества, живущих на этой земле, в этом великом винограднике, который Господь устроил нам. Все техногенные катастрофы, весь тот урон, который мы, человечество, наносим экологии, мы наносим вред самим себе, подобно этим делателям виноградника, безумным людям, произнесшим “это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его” (Мф., 21.38). Это стремление к автономности, к глупой и безбожной, определяет нашу с вами глупую, безбожную участь.

Господь произносит нам в суд слова, которые мы слышали в евангельском чтении от Матфея: “камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла” (Мф., 21.42). Если мы отвергаем веру в Бога, то подобны тем неразумным строителям жизни, которые основывают ее не на твердом камне, а на зыбком песке. А всякое здание, стоящее на песке, в скором времени разрушится. Так и всякий человек, живущий без Бога, разрушается. Об этом знают хорошо священники, провожающие в путь Вечной жизни человека перед смертью, совершающие отпевание, как человек мечется перед смертью, живя без Бога, понимая всю бессмысленность своей короткой, пусть даже столетней, жизни.

Дорогие мои, будем строить основание нашей личной жизни на твердом камени. И этот твердый камень – Сам Господь, вера в Него и все то нравственное, что цементирует нашу личную жизнь, что создает ее основательность, непоколебимость, твердость. Проявление этой твердости – героизм. Это тот героизм, который проявляли и проявляют святые угодники Божии и наши защитники Отечества.

Задумаемся над смыслом этой притчи, которая при поверхностном чтении кажется нам легкой и ясной, ведь с нами-то такого не может произойти, чтобы мы что-то там делали и кого-то там убили, Но мы медленно убиваем свою душу, данную Богом. Мы медленно, через наше равнодушие к окружающим людям, убиваем Бога в окружающем мире.

Дорогие мои, будем проявлять нашу твердость в вере, будем нашим жизненным ориентиром всегда представлять Личность Бога, будем исполнять заповеди Божии не потому, что они помещены на странице Библии, а потому, что это единственная возможность нам сохранить без повреждения нашу личность. Именно поэтому мы должны соблюдать заповеди.

Пусть все духовные рекомендации, которые так мягко предлагает нам Святая Церковь, не требуя от нас, но лишь рекомендуя, в отношении постов, посещения богослужений, семейной этики, нашего отношения к Отечеству, проявлению патриотизма, пусть все наставления, которые мы слышим из Евангелия от Самого Господа и творений Святых отцов, будут для нас тем ориентиром в жизни, благодаря которому мы сможем безболезненно пройти наш трудный жизненный путь. Чтобы на этом жизненном пути, встретив Личность Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, пойти ко спасению за Личностью Бога, совершившего ради нас пришествие в мир и пострадавшего ради нас, подтвердившего Свою любовь через страдания, смерть, но и Воскресение. Именно в Воскресении Богочеловека Христа и в нашем с вами совоскресении с Ним состоит весь смысл нашей жизни. Ничего иного в нашей жизни не имеет такого смысла, как наша жизнь в Боге.

Поэтому будем благодарить, что мы живем в Боге, будем со страхом Божиим относиться к себе и к окружающим нас людям. Будем с любовью исполнять наш с вами сыновний подвиг любви к Богу. Аминь.

 

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в праздник перенесения мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии