Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Свято-Успенском соборе

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска

24 октября 2021 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Евангелист Лука повествует нам о событии воскрешения Господом около города Наин единственного сына вдовы (Лк. 7, 11–16). Этот город находится с южной стороны Галилейского озера. Господь, выйдя из Капернаума, повел Свои стопы с учениками и множеством народа в этот город. И, подходя к нему, все увидели траурную процессию: из городских ворот в сопровождении множества народа выносили умершего юношу. Рядом шла его мать, и, как сообщает нам евангелист Лука, она была вдовой, и это был ее единственный сын. Никакого иного утешения уже в ее жизни не было, это была единственная ее отрада, надежда, любовь и радость. Эта женщина лишилась последней радости, ее горе было безутешным. Она уже ни в ком не могла полагать свою надежду и упование, ни к кому не могла проявить свою материнскую и женскую любовь.

Господь, видя эту процессию, подойдя к женщине и остановив всех, коснулся гроба и «увидев её, (…) сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк., 7,13). Он не говорил много слов ей, поскольку она бы все равно их не услышала, Он не стал утешать ее и в чем-то назидать. Он произнес эти единственные слова: «Не плачь» (Лк., 7,13), указывая ей на то, что ее горе не является до конца неутешным, что Он является тем началом и тем пределом за которым есть всякое утешение. В это трудно было поверить этой женщине, в это невозможно было поверить окружающим людям. Как и тогда, когда люди не смогли поверить в то, что Господь воскресил дочь начальника синагоги, когда видели, что Господь воскресил Лазаря Четверодневного.

Это третий евангельский случай, когда Господь воскрешает человека Своей Божественной властью. Он обращается непосредственно к этому юноше, говоря ему: «Юноша! тебе говорю, встань» (Лк., 7,14). И мертвый человек, завернутый в погребальные пелены по восточной традиции, приподнимается с погребальных носилок. Конечно же, ему помогают, потому что погребаемый человек был связан полностью, обмотан с головы до ног пеленами и невозможно было самому подняться. Но, видя движение человека под пеленами, все окружающие поднимают юношу, развязывают его, и, как нам повествует об этом евангелист Лука, юноша начинает разговаривать. Так что все поверили, что не только тело воскрешает Господь, но и душу возвращает в то тело, в котором она находится.

Мать, которая была только что безутешна, и понимала, что нет иного смысла в ее жизни, обретает теперь смысл. Поскольку тот, кто был мертв, теперь жив, и все теперь можно начать заново, и счастье вернулось в ее жизнь. Кто же причина этого счастья? Сам Господь, который воскресил этого юношу, безвременно ушедшего из жизни.

Мы часто можем спрашивать, глядя на это чудо Божие, как бы мысленно обращаясь к Нему: «Господи! Почему так в жизни бывает, что так много людей уходит из нее, в жизни каждого из нас так много личных потерь, когда очень близкие люди, родители наши, братья и сестры, даже иногда дети раньше родителей уходят из этой жизни?». Мы как бы задаем, вглядываясь в это чудо вопрос самому Господу: «Господи! А где же ты был вот тогда, когда умер мой родственник, почему вот также ты не подошел и не воскресил его? Какое бы счастье было бы!». Но Господь на все, на каждый случай из нашей жизни, когда Он что-то делает, то делает это намеренно для нашего спасения.

Когда мы вращаемся вокруг нашей бренной, греховной жизни и пытаемся увидеть в ней смысл, то мы высокий смысл в ней не находим, потому смысла не может быть в автономной жизни. Нет никакого смысла в нашей жизни без Бога, поскольку Он — источник жизни, а без Него жизнь пресекается.

Когда умирают наши сродники, особенно когда умирают дети у родителей, каждый задает вопрос: «Господи! Где же Ты, почему Ты не пресек смерть самого дорогого, близкого человека?». И мы не сможем найти на эти сложные вопросы никакого земного ответа. Никакая наука, никакая философия — ничто не способно ответить на этот главный вопрос. На этот вопрос возможно ответить только силой нашей веры в Бога, когда человек понимает, что живет в пространстве вечной жизни и те испытания, коим относится смерть близких людей, служат нам в назидание, укрепляют наше упование на Бога и отвечают на главный вопрос о том, где и в Ком искать смысл жизни.

Поэтому, теряя близких людей, мы, как правило, умудряемся. Но для некоторых из нас эти потери являются поводом для глубочайшего отчаяния, которое в крайних своих формах и проявлениях иногда доводит человека до самоубийства, то есть отрицания самой жизни. Это есть свидетельство нашего неверия в Бога, показатель того, что мы не любим ни Бога, ни окружающих людей, мы не ценим свою личную жизнь как дар Божий.

Поэтому так важно, дорогие мои, на нашем жизненном пути, на котором обязательно встречаются все эти испытания, в том числе и смерть близких людей, не ослабевать в вере, не погашать свою любовь к Богу и к ближним, понимать, что Господь даже таким образом благословляя испытывает нашу веру и умудряет нас. Он для чего-то это делает, чтобы мы что-то поняли, проживая эту жизнь.

И пусть, дорогие мои, какое бы испытание нас не посетило, какое бы зло нас не пыталось разрушить, пусть будет крепка наша вера в Бога, могущего все изменить и все сделать. Даже то, что происходит с нами, когда мы уповаем на Бога и надеемся на Его помощь, все происходит по Его Промыслу. Поэтому пусть крепкая вера, горячая любовь к Нему, будет всегда теми столпами, на которых крепнет наша надежда на Бога. Нашей надеждой на Бога является Господь наш Иисус Христос, который дает нам жизнь вечную, Который утешает нас, помогает нам, исцеляет нас и направляет нас на путь вечной жизни. Дает нам все для того, чтобы мы, пройдя через всякое испытание нашей жизни, обрели покой, любовь, счастье и вечную жизнь в Его Вечном Царствии.

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на…