Обновления

Слово митрополита Исидора в храме в Соловьиной роще

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в храме в Соловьиной роще

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в храме в Соловьиной роще

20 октября 2021 г.

г. Смоленск

Дорогие братья и сестры!

В настоящее время в связи с всплеском новой волны пандемии коронавируса обратим внимание на духовное основание этой болезни, участниками которой, к сожалению, мы все с вами являемся.
Болезнь как психофизическое состояние является отражением того дисбаланса, который определённым образом внесён в гармонию человеческой природы, которая изначально была создана Богом. Причиной нарушения этой гармонии, бытия человеческого, стал грех. Грех как поступок личности человека.

Обратите внимание на прямую связь между нашим личностным выбором и теми последствиями, к которым относится болезнь и её крайнее проявление – смерть. Как будто бы не сводимые друг к другу явления: выбор личности, болезнь и смерть. Но связь самая непосредственная, прямая. От того, какой личностный выбор мы совершаем, зависит в том числе и наше психофизическое состояние, подобно тому как это произошло с первыми людьми, когда добровольный выбор сначала Евы, а потом Адама стал причиной того психофизического состояния, которое обратилось в их грехопадение.

Когда мы говорим о том, что Бог не оставил их в Раю, что это наказание Божие, то знаем, как учит об этом Святая Церковь в лице святых Отцов, толкователей Священного Писания, что наказание Божие не есть то же самое, что наказание человеческое. Человеческое наказание – это наказание человека, существа ограниченного, иногда нелюбящего. А наказание Божие – это явление Всесовершенной Личности, совершенно любящей Свое творение. Так называемым условно “наказанием” первых людей Богом стало помещение их вне Рая. Но это явилось благом для них, поскольку если теоретически представить, что Адам и Ева продолжали бы быть в Раю, значит допустить дальнейшее продолжение усугубления их духовного и психофизического состояния. Так называемое “наказание” от Лица Божия стало тем благом, которое позволило прийти Адаму и Еве к покаянию. Поэтому святые отцы часто называют покаяние лекарством от греха. Наши слезы, которые являются проявлением этого покаяния, исправление жизни, отвращение от греха – это те меры, которые способствуют исцелению нашего психофизического состояния, приобретению Блага, коим является Личность Бога и исходящее от Него, как Источника благодати, действия Святого Духа.

Дорогие мои, что в наше время есть болезнь? Это следствие, в первую очередь, того повреждения всей нашей общей человеческой природы, носителями которой мы все являемся и пресечь которое мы не в силах. Во-вторых, причинами болезни и смерти является наш добровольный выбор зла и греха. “Несть человека, который живет и не согрешит”, – говорит псалмопевец Давид. Удобопреклонность человеческой природы ко греху – следствие и проявление того глубокого повреждения, которое мы получили от прародителей и получаем от нашего выбора и огрубления “кожаных риз”, о которых говорят святые Отцы, именуя так то психофизическое повреждение, носителями которого мы являемся.

Как изменить эту ситуацию? Что сделать, чтобы болезнь не так бы захватывала всю нашу жизнь? Для этого необходимо бороться с грехом. Что такое грех в нашей жизни? Это не только духовное повреждение, о котором мы говорили, но и наш личностный выбор, который проявляется в безответственном отношении к себе и к окружающим людям. Эта безответственность проявляется в том, что мы сами наносим себе вред и окружающим людям нашими греховными делами и поступками.

Когда мы говорим о том, почему в нашей стране и во всем мире не улучшается ситуация в борьбе с коронавирусом, то мы должны обратиться к своему сердцу, спросить себя: “Все ли я делаю для того, чтобы со своей стороны пресечь и сократить свое участие в этой общей беде, проявляю ли я, как личность, свое участие в жизни иных людей, нуждающихся в моей помощи и поддержке?”. Дорогие мои, вглядимся в сердце каждого из нас: что мы делаем для того, чтобы не развивать эту болезнь, а наоборот, вносить вклад в ее пресечение? Наша с вами молитва преподобному Сергию, наше с вами подражание его житию, его поступкам, наше обращение к Богу является важными мерами, которые способны через воздействие на нас благодати Святого Духа пресечь многие греховные действия в наших поступках, в нашей личной жизни, способны привлечь Божию благодать для всех тех окружающих людей, которые нуждаются в нашей молитве, которые нуждаются в нашем деятельном участии.

Дорогие мои, будем и молитвой к Богу о самих себе и окружающих людях, и нашим деятельным участием вносить свой значимый и созидательный вклад в борьбу с коронавирусной болезнью. Пусть нам в этом поможет преподобный и богоносный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец. Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в храме в Соловьиной роще