Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска

31 октября 2021 г.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры. Мы часто во время богослужений, особенно те из нас, кто регулярно посещает храм Божий, слышим притчу о сеятеле, которую Господь повествует нам, свидетельствуя о разном духовном состоянии слышащих Его Божественное Слово.

В этих образах, которые нам предлагает Сам Бог, мы легко усматриваем разные духовные состояния и примеряем их на себя, на свои способности, на то, как мы откликаемся на Божественное Слово. Мы замечаем, что проблема не в том, какое именно звучит Божественное Слово, а Слово Божие живо, действенно и неизменно, поскольку неизменен Сам Бог и “ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” (см.: Мф., 5.18), Его Слово исходит из Его вечных уст. Проблема в том, каким образом Слово Божие отражается в нашем уме и нашем сердце, насколько оно запечатлевается в нас. Бывает, оно не дает никаких смысловых и духовных корней в нас, либо бывает украдено ворами, либо его опаляет солнце обстоятельств, либо тернии наших грехов не дают возможность Слову Божию задержаться в нашей человеческой природе. Каждый из нас ощущает, насколько Слово Божие отражается в нем.

Пусть же каждый из нас задаст себе вопрос: “сколько слов Божиих, как семян, за время моей жизни упало на почву моей души, сколько этих семян произросло, а сколько погибло?”. Пусть, честно вглядываясь в себя, каждый скажет, что непомерное количество Божественных слов, как семян, которые могли бы дать добрый духовный изобильный плод, нами с вами погублены, как неумелыми, а иногда, может быть, даже злыми делателями Божиими. Господь вселяет в нас туне, подает нам Свой Божественный плод, а мы, как делатели, которым он вручил возделывать этот плод, губим его. И если этот плод наш гибнет, а в нас, к сожалению, во множестве своем это Божественное Слово не задерживается и не дает корней, то мы очевидным образом проявляем неблагодарность Богу, не слышим Его обращений, адресованных каждому из нас. Мы не руководствуемся теми наставлениями, которые лично нам дает Господь.

Пусть каждый из нас спросит голос своей совести: “Почему это происходит? Почему личное обращение Бога ко мне не находит во мне никаких положительных действий? Почему Божественные слова не являются поводом для размышлений и, самое главное, поводом для покаяния? Почему косность моей души, окаменелое сердце души, как ледник непроходно для Божественного Слова, как семени, которое бы дало плод в моем сердце? Почему мое сердце остается окаменелым, несмотря на частые посещения богослужений, на молитвословия, на частое накладывание мною на себя крестного знамени, на участие в Таинствах Исповеди и Причащения? Почему, каждый раз подходя на исповедь, я не чувствую глубокого сокрушения о содеянных мною грехах, почему я прихожу на исповедь как на духовный конвейер, в процессе которого мне необходимо лишь пересказать все то, что я сделал или сделала за предшествующий после очередной исповеди период? Почему слезы покаяния омывают мое лицо, но не омывают сердце?”.

Мы слышим в молитвословиях о том, что Господь напоминает нам, что “жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс., 50). Господь ждет от нас умягчения нашего сердца. Именно ради этого умягчения направлены все наши внешние действия и молитвословия, крестные знамения и поклоны, участие в Таинствах, когда Господь в нашу природу вселяет Божественную благодать в надежде, что она, как Сила Божия, размягчит наше сердце… Но, к сожалению Божии труды, все остается безутешным.

Поэтому, дорогие мои, глядя на наше с вами окаменелое сердце, неоткрытое покаянию перед Богом, неспособное к добродетельной жизни, нежелающее вести борьбу со страстями и похотями, обратимся к Господу и постараемся теми силами, которые есть у нас, обратиться к Нему с сокрушением: “Боже, милостив буди мне грешному!”. И когда нам будет открываться та немощь, которая реально содержится в нашем сердце, тогда мы ужаснемся тому глубоко больному состоянию, в котором каждый из нас находится. И даже не так страшны нам с вами те внешние болезни, которые как интервенция пытаются нас уничтожить. Для нас, для нашей Вечной жизни больше страшны наши духовные болезни, которые, к сожалению, мы с собой возьмем в Жизнь вечную и которые могут стать препятствием к нашему богообщению. Вот, на что мы прежде всего в нашей жизни мы должны обращать внимание.

Пусть наше молитвословие, крестное знамение и поклоны будут небессмысленные. Пусть наше пребывание в храме имеет глубочайшее значение, ведь это возможность, еще один маленький шаг к тому, чтобы размягчить собственное сердце благодатью Божией.

Пусть наше сердце будет открыто воздействию Божественной благодати на нас, а для этого нам нужно добровольно вручить себя в руки Божии, вручить себя Промыслу Божию: “Господи, не моими, но Твоими силами помоги мне справиться с собою! Лиши меня гордости, самомнения, честолюбия и всего того, что привносит разделение в богообщении”. Пусть наше сегодняшнее усилие, сегодняшняя молитва в храме здесь во время богослужения будет тем реальным шагом, тем усилием, которое с помощью Божией, привлекая Его Божественную благодать, размягчает сердце, дает возможность Богу как доброму сеятелю благодати увидеть в нас тех добрых делателей, которые не хулят Его Божественную благодать, Его Божественное Слово, а которые хранят его как бесценный дар. И этот бесценный дар дает свои корни, а эти корни дают возможность семени жизни произрасти и дать обильный духовный плод, который мы усматриваем в житии и подвигах наших великих предшественников – святых угодников Божиих, – и поражаемся тому, сколько духовных плодов может дать всего лишь маленькое горчичное семя – Слово Божие, проникающее в наше сердце и дающее много плода.

Сегодня святой апостол Павел во втором послании к Коринфянам, говорит о немощах своих и о том человеке, который был восхищен на седьмое небо и слышал неизглаголанные глаголы, что могло бы все это быть поводом к его превозношению перед братией. Но он, в силу того крепкого духовного плода, который Господь вселил в его сердце, напоминает нам о том, что единственное, чем мы можем хвалиться перед Богом – это немощами своими: “я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова” (2Кор., 12.9).

Пусть, по словам апостола Павла, немощь наша послужит возможностью к тому, чтобы сила Божия вселилась в нас. И мы, дорогие мои, не будем хвалиться теми малыми ненужными достижениями, которые бывают в нашей жизни, пусть ничего в нашей жизни не создает повода для гордости и тщеславия. А те немощи, которые известны только нам и Богу, будут тем фундаментом, который дает смирение и сокрушение нашему сердцу, сердечные слезы, а мы, опираясь на эти наши немощи и возводя наши очи к Богу, будем просить Его дать нам Свою Божественную силу, которая бы размягчила наше окаменелое сердце и дала возможность любить Господа Бога нашего, дающего жизнь Вечную. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 19-ю по Пятидесятнице