Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в День обретения мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на…

 Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в День обретения мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского 

9 ноября 2021 года

Свято-Андреевский храм г. Смоленска

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение от Луки (Лк. 11.,1-10) посвящено молитве и тому, как мы должны обращаться к Богу. Наше обращение к Богу должно быть настойчивым, должно быть постоянным: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк., 11.9). Этот призыв Божий ко всем нам через учеников Христовых, обращен с тем, чтобы мы не ослабевали в молитве, чтобы наше обращение было не однажды, а постоянно.

Суть духовной жизни состоит в том, что мы постоянно обращаемся к Богу. Это обращение не ограничивается только лишь нашим участием в богослужениях или временем наших утренних и вечерних молитв. Оно присутствует всегда. Святые отцы, учившие нас непрестанной Иисусовой молитве, как раз и имели в виду это наставление Господа. Ведь молитва – это осознание присутствия Божия в нашей жизни.

Кто такой молящийся человек? Это человек, постоянно обращающийся к Личности Бога. Это не совокупность слов, которые мы произносим, не ощущая, не осознавая смыслов, заключенных в этих словах. Это непосредственно обращение к Личности Бога. Это очень тяжелая, непростая школа. Поэтому молитве необходимо учиться, поскольку повреждение грехом нашего человеческого естества всячески препятствует нашему средоточению, нашей умной молитве, всецелому обращению к Богу всей душой, всеми мыслями и всеми чувствами.

Часто бывает в жизни, дорогие мои, что мы мыслями в одном месте, а чувствами одновременно в местах других. А тело наше где только не бывает! Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научиться правильным молитвенным обращениям. Эта правильность молитвенного обращения заключена в том опыте Святой Церкви, в тех традициях, в том молитвенном делании, которое опытным путем прошли угодники Божии и предложили нам учение о молитве. Постижение этих навыков является необходимым условием для нашего с вами спасения.

Без того, чтобы учиться молитве, без того, чтобы понимать, как правильно обращаться к Богу, мы можем неправильно постучаться в Божию дверь. Мы можем попросить не о том, и Господь не будет нам отвечать на наше неразумное к Нему обращение. Именно поэтому так часто бывает, что Господь не откликается на наши молитвы, потому что они бывают суетными, направленными не на то, чтобы обрести спасение, а на что- то иное, что нам навредит. Господь как милосердный, чадолюбивый отец, никогда не допустит того, чтобы что-то нам навредило.

Молитва требует невероятного внимания, самоотвержения. Она требует добродетельной жизни, поскольку без того, чтобы делами своими подтверждать просимое, без того, чтобы благодарить Бога за Его благодеяние и тем соответствовать тому просимому, наши просьбы к Богу будут не действенными, а наше отношение к Богу будет неискренним. Поэтому, дорогие мои, навык молитвы для нас чрезвычайно важен, тем более, молитва для нас является тем оружием против диавола и греха, о котором так часто говорят святые угодники Божии.

Почему всякая молитва является оружием против диавола и всякого зла? Потому, что молитва привлекает благодать Божию, а благодать Божия – это и есть то самое важное в нашей духовной личной жизни, что способно преодолевать всякое зло. Иногда и сила обычного человеческого оружия неспособна пресечь зло. Мы свидетели этому, ведь сколько оружия в мире! Но оно никак не пресекает зло, потому что зло пресекает только благодать Божия, а молитва привлекает эту благодать.

Святой благоверный князь Андрей Смоленский, память которого мы сегодня с вами отмечаем, это хорошо осознавал. Он осознавал, что ничего не сможет примирить его братьев, которые были заняты распрей друг с другом. Только молитва, только жертвенное служение Богу, по мысли святого князя Андрея, могло привлечь мир и благодать в его большую семью. Только делание ради Бога, по мысли святого князя Андрея, могло дать все необходимое, чтобы он получил спасение. Поэтому он, будучи юным человеком, удалившись от распрей своих братьев, перешел из Смоленска во град Залесский, который располагается между Ростовом Великим и Сергиевым Посадом. Там, при Никольской церкви, он совершал служение, в течение 30 лет будучи обычным пономарем.

Этим служением князь, совершая свой подвиг в молитве, посте и послушании священнику, скрывая свое звание перед окружающим людьми, приобрел от Бога милость. Он использовал молитву как оружие против диавола и привлек благодать на себя и на окружающих людей. Современники с благоговением вспоминали его святое имя, а преподобный Даниил Переяславский в 40-х годах XVI века посчитал необходимым обрести мощи благоверного князя Андрея Смоленского. Эти мощи были обретены и ныне покоятся там же, в Никольском храме Свято-Никольского женского монастыря Переславля Залесского. Всякий паломник имеет возможность, придя во святую обитель, приложиться к его честным мощам.

Для нас с вами святой благоверный князь Андрей Смоленский является примером молитвенного делания, которое, по мысли святых отцов, выше всякого делания, выше всякого служения, даже воинского. Воин в обычной жизни совершает воинское служение и у него есть время для отдохновения, а у подлинного непрестанного молитвенника нет никакого отдохновения. Он непрестанно обращается к Богу. Он всегда борется со своим ветхим внутренним человеком. Он всегда борется с теми греховными мыслями и чувствами, которые непрестанно пытаются поразить его, смутить, чтобы он отвлекся от молитвы. Поэтому молитвенное делание, как говорят святые отцы, это тяжкий труд.

Дорогие мои, будем трудиться ради Бога, чтобы все, о чем мы Его просим, чтобы все, к чему мы стремимся, стучась в двери Его Божественного милосердия, все, чего ищем в жизни – было с молитвой. Если все наши дела, мысли и чувства будут с молитвой, значит, мы ищем благого. Благо – там, где молитва, где благодать Святого Духа.

Поэтому, дорогие мои, и сегодня во время богослужения, и в иное время нашей короткой жизни будем стремиться искать повода к молитве. Будем непрестанно обращаться к Нему и во время богослужений, и во время нашего пребывания в доме, и на рабочем месте, и во время воинского служения, и в общественном транспорте – где бы мы ни были, особенно среди тех людей, которых мы хотим осудить, но не имеем на это право. Мы должны всегда обращаться к Богу, просить Его покрыть Своим Божественным милосердием нас и окружающих нас людей, вселить любовь в сердца наши, подобно тому, как об этом молился святой благоверный князь Андрей Смоленский, память которого мы сегодня отмечаем и к которому мы молитвенно обращаемся с просьбой о молитве за нас, людей, живущих в XXI-м веке.

Обращаясь к нашему земляку, князю Андрею, мы просим его, чтобы он своим молитвенным предстательством пред Престолом Божьим покрыл нас от всякого зла, уберег нашу малую Родину, наш народ, живущий на Смоленщине от всех тех бед, напастей и болезней, которые, к сожалению посещают нас. Посещают как испытание, и без молитвы, дорогие мои, мы не сможем пройти никакое жизненное испытание. Пусть нам в этих жизненных испытаниях, в этих болезнях и невзгодах поможет святой благоверный князь Андрей со всем сонмом смоленских святых угодников Божиих. Пусть Царица Небесная, покрывающая нас Своим Честным Омофором, со святыми угодниками Божиими бережет всех нас вместе и в этот день, и во все дни жизни.

Аминь. 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на…