Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

7 ноября 2021 г.

Свято-Успенский кафедральный собор, г.Смоленск

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры. Притча о богаче и Лазаре (Лк., 16.19–31) – это обличение Господом нашей с вами духовной беспечности. Речь идет не только о том, что богатым трудно войти в Царствие Божие, речь идет, собственно, об отношении лично к себе и к окружающим людям, а значит, и к Богу. В этом суть того обличения, которое Господь обращает в отношении этого богача, имя которого даже не упоминает.

Обратите внимание – богач, находясь в аду, обращает к Аврааму просьбы. Происходит диалог между праведным Авраамом и этим умершим и находящемся в аду богачом. Богач убеждается в том, что невозможно никаким образом облегчить его участь, поскольку есть ряд существенных обстоятельств, и пропасть существует, по слову Божию, между верхним и нижним. Тогда этот богач, и это удивляет, обращается к Аврааму с просьбой уже в отношении других людей. В этом усматривается все же милосердное сердце этого богача, который преисполнен покаяния даже здесь в аду. Это доброе отношение Неба к этому согрешившему богачу мы усматриваем и в самой форме обращения Авраама. Он называет богача “чадо”. В этом вся суть Божественной любви, которая проистекает не только к праведникам, но и ко грешникам. Господь не изменяет Своего доброго отношения даже тем, кто находится в аду. Поэтому Авраам с Божественной любовью обращается к богачу “чадо”, и богач просит Авраама, чтобы он направил Лазаря убедить еще живого отца и его пятерых сыновей, братьев богача, в том, чтобы они сделали все, чтобы не попасть во ад.

Тогда Авраам отвечает: “у них есть Моисей и пророки” (Лк., 16.29), то есть свидетельство Божие о правде и о суде. Но богач говорит, что они не поверят этому слову, они не верят слову Божию, которое опосредованным образом запечатлено в пророках и в том благовестии, которое Бог направляет через своих праведников. Богач просит, чтобы Лазарь пришел к его братии и убедить их. Но Господь через праведного Авраама сообщает очень тяжкое свидетельство о том, что если Моисею и пророкам не поверят, значит, и не поверят пришедшему от мертвых. В этом суть того греховного заблуждения и последствия греховной жизни, которое создает сам грех и делает нас неспособными к духовному зрению.

Это духовное зрение, дорогие мои, проявляется в том,ч то мы не способны воспринимать в себя Божественные свидетельства. Мы слышим Евангелие, мы слышим Благовестие, мы бываем в Церкви и являемся частью Церкви, но это не определяет нас ко спасению по же нашей вине, поскольку наше сердце не откликается на Божественный призыв. Сколько угодно мы можем читать Евангелие и Библию в целом, ежедневно прочитывая ее, и мы знаем примеры жизни людей, которые по многу лет читали и читают Священное Писание, но при этом не становятся людьми верующими или людьми благочестивыми, что в принципе одно и то же.

Можно по утрам за чашкой кофе прочитывать Евангелие, но тем самым ничего в себе не изменить, в том числе в отношении не только к себе, но и к окружающим людям, к Богу, и нам это хорошо известно. Можно ходить десятилетиями в храм Божий и слышать Евангелие, воспринимать богослужение, которое, собственно, и есть воплощение Евангелия, и относиться к этому поверхностно, непричастно и оставаться, несмотря на эти десятилетия прихода в храм, человеком маловерующим, сомневающимся, неблагочестивым.

Дорогие мои, будем бояться закостенелости нашего сердца, которое не способно воспринимать благодать, исходящую даже от самого Благовестия Евангелия, от Слова Божия, прочитанного нами или услышанного от другого человека. Будем бояться того, что мы, являясь чадами Церкви, попусту тратим время нашего пребывания в храме Божием и Церкви как в ограде Божией, поскольку и это может быть бесполезно для нас, поскольку это не влияет на изменения наших мыслей и чувств, нашего образа жизни. Будем бояться не изменять наш образ жизни к лучшему, поскольку Господь призывает нас потрудиться, взять Крест и понести его, поскольку Он есть путь и истина и жизнь (Ин., 14,6), принести Богу покаяние, то есть деятельное изменение всего себя. Если этого не происходит, дорогие мои, то мы обрекаем себя на участь того богача, поскольку именно для нас Господь произносит эти слова: “если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят” (Лк., 16.31).

Поэтому никакое чудо, даже явление здесь и сейчас Христа Спасителя нашим телесным очам не изменит наше отношение к Нему, поскольку такое чудо не будет воздействовать на наше окаменелое сердце, не способное к добродетельной жизни. Не будем искать никакого иного чуда, а будем искать того чуда, которое называется “глубокое сердечное покаяние”, поскольку это и есть чудо Божие, то есть явление присутствия Бога в нашем сердце. И это главное, чего Господь ждет от нас. Поэтому пусть сокрушение сердечное все время как экзамен над самим собою присутствует в нашей жизни бесконечно, каждый день, чтобы через такую работу над собой, через такое деятельное покаяние нам смягчить свое окаменелое сердце. Чтобы потом никого не просить омочить перст в воду и подать нам хотя бы часть этой влаги нашему жаждущему сердцу, но не способному утолить это жажду. Но для того, чтобы этого избежать, потрудимся в нашей короткой жизни, приложим покаяние к покаянию, деятельно убедим Бога в нашей искренней вере, постараемся исполнить все то необходимое, что Господь нам благословляет. И прежде всего – воспитание наших детей, явление самим собою правильного образа христианской жизни. Ведь часто так бывае ,что мы являемся соблазном для окружающих людей, что является смертным грехом для нас, особенно когда мы понимаем, что наши согрешения соблазняют окружающих людей и отводят их от Церкви. Да не будет этого! Это слово обращено и к нам, священнослужителям, и к мирянам, и к властям, и к воинству, – ко всем, кто определяет крепость нашей общности. Ту крепость, которой мы лишились в годы Октябрьской революции, которая явилась последствием нашего безверия, нашего отхождения от Бога и закоменелости сердца, когда никто из нас, тогда живущих не смог предотвратить ту человеческую катастрофу, которая в целом произошла в нашем обществе. Она начала происходить еще намного ранее того, когда кульминация захватила все наши сердца. И те грозные события пусть для нас будут тем историческим примером, как и все прежние исторические примеры нашей человеческой истории, когда отхождение от Бога естественным образом становилось неотвратимой причиной катастрофы нашей общности, катастрофы личности. Да не будет этого!

Будем искренне молиться Богу, чтобы Господь просветил наши сердца, чтобы дал нам страх Свой, чтобы вселил в нас деятельное покаяние. Пусть наша сегодняшняя молитва 7 ноября по новому стилю, в годовщину случившегося исторического события в нашей родине как кульминация нашего безверия, послужит нам поводом помолиться за всех тех наших предшественников и сродников, которые принимали самое активное участие в тех событиях и стали во многом жертвой своей греховности и жертвой греховности окружающих людей.

Пусть Господь по нашим соборным молитвам даст нам силы преодолевать беды, испытания болезнями и приведет нас всех к покаянию и соборной молитве, к соборному деланию ради себя, ради своих семей, ради нашего любимого Богоспасаемого Отечества, ради всего мира и прежде всего мира Божия, который мы все усиленно призываем в наше сердце, чтобы он вселился в нас и действовал бы в нас своей Божественной благодатью. Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю 20-ю по Пятидесятнице