Обновления

Слово митрополита Исидора в день иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Димитриевскую родительскую субботу, в день иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”

Храм в честь иконы “Всех скорбящих Радосте”

6 ноября 2021 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Иногда от людей далёких от духовной и церковной жизни слышатся следующие впечатления о Церкви: “Церковь есть сообщество безрадостных людей. Много скорби, слёз, покаяния, плача, стенания и сокрушения сердечного.” И за этой завесой безрадостности, которая представляется бездуховному сообществу, абсолютно не видна та перспектива, которая открывается верующему сердцу. Эта перспектива – Сам Господь наш Иисус Христос, путь истинной жизни, Который не открывается, если не приготовить к этому свои сердечные чувства, если не приложить к этому покаяние, сокрушение сердечное, борьбу с самим собой. То есть, все те способы и воздействия, которые могут привлечь в наше сердце благодать Господню, которые очищают наше сердце и дают возможность вселиться в него Богу.

Поэтому абсолютно в корне своем неверны эти утверждения о безрадостности христианства, поскольку всякая верующая душа полагает свою надежду и упование на Бога. Слышанные нами апостольское чтение к Солунянам, евангельское чтение от Иоанна прямое тому подтверждение. Святой апостол в послании к Солунянам говорит: “Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним” (1 Сол., 4, 13). “Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем” ( 1 Сол., 4, 16).

А что же нам говорит Святое Евангелие от Иоанна? Святой евангелист Иоанн Богослов приводит нам слова Спасителя, Самого Господа и Бога нашего: “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь” (Ин., 5, 24). Умершие, так как и живые, “услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут” (Ин., 5, 25).

Какие ещё, дорогие мои, более жизнеутверждающие слова требуются для того, чтобы все мы имели крепкую веру в Бога? Чтобы мы не оскудевали в той великой надежде, которую подаёт нам Сам Господь Иисус Христос, умерший за нас, и Воскресший ради каждого из нас. Какая может быть засвидетельствована большая, совершенная любовь, чем та, которую являет Сам Господь в Самом Себе?

Поэтому, дорогие мои, наша надежда – Христос. Наше упование – жизнь вечная с Богом. А все это является прочным фундаментом для нашей всегдашней радости в Господе. Поэтому на кладбищах и у гробах мы не стенаем таким образом, что до безпамятства доходим в этой горести и печали, а тихо возносим наши молитвы к Богу. Глядя на умершего, вспоминаем почивших наших сродников в надежде на то, что Господь по молитвам нашим, но особенным образом по милосердию Своему, даст жизнь и воскрешение жизни для всякого верующего в Него. Поэтому нет во время христианского погребения этих бесконечных стенаний, поэтому и нет на христианском кладбище и на том месте, где погребен человек верующий того беспредела и беззакония, которое часто происходит там, где люди не знают Бога и не хотят знать традиций.

Человек, который проходит мимо храма Божиего и идёт на кладбище для того, чтобы посетовать на то, на кого же он оставлен, поскольку ближайший родственник ушел, а он вот остался здесь один, такой несчастный и недолюбленный, уподобляется тому, кто имея своих больных родственников идёт не ко врачу, а в магазин ритуальных услуг. В той ситуации, когда требуется помощь врача, чтобы помочь болящему, такой человек обращается сразу к тем, кто работает с последствиями смерти. Не это ли безумие, дорогие мои?

Наше наследство нерелигиозного воспитания – не это ли безумие нашей светской нецерковной жизни? Когда мы и сами при жизни не стремимся к тому, чтобы постигать Божественные истины и не приучаем к этому детей. Не видим никакой роли Церкви, созданной Самим Богом Господом нашим Иисусом Христом, который через святых апостолов возвещает нам Свой Божественный голос, утешая нас, утверждая нас в жизни, и напутствуя тем, каким образом мы должны поступать с собой и с окружающими людьми.

Поэтому, дорогие мои, вознесем сегодня в этот родительский день, в Димитриевскую родительскую субботу, установленную в 1380 году, по благословению преподобного Сергия Радонежского, как итог Куликовской битвы, и с тех пор утвердившейся на Русской земле, в качестве неизменного дня поминовения усопших сродников и воинов, погибших за Отечество. В этот сегодняшний день будем сугубо поминать наших защитников Отечества, всех тех людей, кто безвинно пострадал в годы лихолетья, кто ушел без покаяния, церковного напутствия, кто не получил должных молитв об упокоении. Помолимся о всех наших сродниках, о всех тех, кто нуждается в нашей молитве. Все они ждут наших сердечных молитв, наших воздыханий, и, особенно, они ждут милости Божией, произливающуюся через Святую Евхаристию, через нашу совокупную церковную и соборную молитву. Помолимся о всех нас и о друг друге, тем явим собой тот образ Церкви, который создал Своей Кровью Господь наш Иисус Христос, которую искупил и возвел в жизнь вечную.

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в день иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”