Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 23 по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор

Г. Смоленск, 28 ноября 2021 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, вся 10 глава Евангелия от Луки посвящена тому, как Господь беседует со Своими учениками. Направив их на апостольское служение, Господь говорит: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк., 10.3). Как мы читаем в этой главе, 70 учеников вернулись ко Господу, радуясь и говоря о том, что «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк., 10.17). Господь, радуясь вместе с ними той благодати, которая действует через чистых сердцем людей, обращается к Небесному Отцу: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лк., 10.21). Младенцам в вере. Но эти младенцы в вере очень скоро, укрепившись Духом Святым, будут мужами веры, совершающими свое служение.

Среди этой радости общения Христа с учениками Своими некий законник, который не разделял атмосферу радости и не был ее причастником, задает Господу искушающий вопрос: «Какая большая из заповедей»? Господь, зная, что этот законник хорошо читал Ветхий Завет, спрашивает: «А как ты думаешь?». И тот точно излагает заповедь любви к Богу: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк., 10.27). Господь, указывая ему на то, что это и есть верный путь угождения Богу, говорит ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк., 10.28), потому что в этом и есть суть Закона.

Поражает то, что этот человек искушал Самого Бога. Поражает то, что атмосфера любви, совершение Богом спасения людей на глазах окружающих не были заметны этому человеку. Он как будто был не от мира сего.

Так часто бывает, дорогие мои, когда мы наблюдаем за тем, что среди людей, искренне относящихся к другу и к Богу, находится человек, который не откликается на эту любовь. Он как будто бы не рядом с нами. Он в своих мыслях и чувствах. Он отделен от этой атмосферы любви.

К сожалению, дорогие мои, нынешняя ситуация связанная с дискуссией вокруг прививок – ставить их или нет, вокруг самого явления болезни, которая поразила все наши семьи и поразила наше с вами сознание, ярко являет такие чувства и такую отделенность некоторых из нас, когда сторонники или противники прививок ищут повода для разногласия. Но мы с вами должны помнить, что даже если есть у кого-то из нас те или иные значимые существенные доводы, ничто не должно быть поводом для разногласий и вражды друг с другом. Никакая даже самая обоснованная позиция не может быть поводом для вражды. Это главное свидетельство нашей любви к Богу и ближним.

Если кто-то из нас, священник или мирянин, представители общества или любой иной человек под видом благочестия, употребляя самые обоснованные поводы, сеют вражду между нами, то это не является добром по отношению к нам. Подобно тому, как этот законник, знающий закон и поступающий по закону, якобы вынашивал совсем благие цели, но на самом деле действовал из иных причин, у него был иной повод: не повод радости, не повод мира, а желание искусить Самого Бога. Но можно ли искусить Бога? Невозможно. Потому что Бог есть сам источник любви и все злое попаляется в этой Божественной любви.

Поэтому, дорогие мои, если мы называем себя учениками Христовыми, если мы следуем за ними, если мы прилагаем усилия к нашему спасению, мы должны просить Бога о том, чтобы Он научил нас, чтобы Он открыл нам, как он открыл младенцам, апостолам силу Своей любви. Чтобы мы вошли в пространство этой Божественной любви, чтоб эта любовь, которая благодатью Божией поместилась бы в сердце наше, попаляла бы всякое зло, которое исходит от нас самих и пытается проникнуть в нашу жизнь, искушает нас, сеет вражду между нами.

Господь очень мудро указывает этому законнику его место. Он не обличает его, Он произносит притчу о милосердном самарянине, которая естественным образом лично обличает этого книжника. Господь произносит для каждого человека ту или иную притчу или слово, и никакое слово Божие не бывает напрасно или не для нас. Поэтому, как нам представляется, этот законник ушел, в сердце своем обличенный, потому что Господь указал на конкретный случай в его жизни. Мы лишь можем догадываться, что это было. Ведь и проходящий священник, и диакон мимо этого побитого человека, о котором мы сегодня слышали в евангельском чтении, в принципе действовали по закону. Они ушли оправданными лично для себя в своих убеждениях.

Но то, что в наших личных убеждениях кажется нам правдой, с точки зрения Бога может являться неправдой. Поэтому всякую нашу маленькую человеческую правду, дорогие мои, мы должны поверять с Правдой Божией. Поэтому невозможно в нашей жизни жить без евангельского благовестия, без того, чтобы нашу жизнь, наши человеческие законы, наши личные предпочтения и ценности не поверять бы с законом Божиим. Когда мы будем соотносить все то, что есть в нашей голове, в душе и наших поступках с тем, что говорит Господь, тогда мы увидим всю нашу неправду, все наши заблуждения, тогда мы поймем, где источник вражды в нас самих и окружающих людях.

Дорогие мои, источник всякой вражды, всяких революций и нестроений – в нашем греховном сердце, в нашем нежелании любить Бога и ближних. Господь совсем простой притчей указывает нам то, как мы должны любить ближних – не по закону, а выше закона. Выше закона – значит, по Божией любви. Господь убеждает этой притчей всех Своих учеников, окружающих людей и этого книжника в том, что Он, стоящий перед ними, больше, чем закон. Он и есть сама Воплощенная Любовь. Мы все, следующие за Богом, должны быть выше закона, потому что мы следуем за Христом Богом нашим, Который выше всякого закона.

Будем же в жизни нашей, поступках наших и мыслях следовать не только в соответствии с законом – по закону Божиему мы все грешны. Будем действовать по Божественной любви, потому что именно через эту Божественную любовь и действует на нас Его благодать. Не в законе спасаемся мы, дорогие мои, а в благодати Божией.

Пусть Господь наш Иисус Христос, сердцеведец наш и чадолюбивый Отец, поможет нам любить Его – Бога, и любить ближних даже не только как самих себя. И в этой притче о милосердном самарянине, Он призывает нас любить ближних больше, чем самих себя, потому «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин., 15.13). Аминь

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…