Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

14 ноября 2021 года

Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры. Восьмая глава Евангелия от Луки содержит евангельскую историю, в которой Господь наш Иисус Христос из Галилеи переплыл по Генисаретскому озеру на иную сторону, которая относилась к Гадаринской стране. Там Господь встретил бесноватого человека и, смилосердившись, исцелил его.

Обратите внимание, что человек, получивший свободу от демонских сил, просит Бога дать ему поручение. Он становится открытым к благому творчеству. Он наполнен энергией, желанием принести благо для окружающих людей. А люди из той страны, узнав о совершенном чуде и видев этого исцеленного человека, видев то, что нет рядом пасущегося стада, поскольку оно все низринулось в море, так как бесы, выйдя из бесноватого, попросили Господа вселиться хотя бы в этих свиней, – ужаснулись. Этот ужас стал причиной того, что они попросили Господа не заходить в их город.

Святой евангелист не поясняет нам, что конкретно явилось причиной этого ужаса и просьбы не входить в их город. Может быть, причина в том, что ужас сковал чувства и мысли людей и не дал возможность правильно принять решение? Может быть, это ужас перед неизвестностью, когда то, что необъяснимо, мы стараемся обойти и не воспринимать в собственное сознание? А может быть, это тот ужас, о котором мы читаем в пятой главе от евангелиста Луки, когда Господь благословил закинуть сети и от множества рыб они прорывались, и Петр, видя это чудо, сказал Господу: «Господи, отойди от меня, ибо я человек недостойный» (см. Лк., 5.1-11). Все, что угодно могло сопровождать мысли и чувства тех людей. Господь послушал их и не вошел в Гадаринскую страну, но Он повелел исполнить это живому свидетельству того, чтó может Божья сила совершить над человеком. Он посылает туда этого некогда бесноватого, а значит, ранее неспособного войти в город человека. И человек, будучи исцеленным Богом и получившим Его благословение и благодать, идет и возвещает Евангелие, тем самым выполняя апостольскую миссию.

Дорогие мои, если теоретически предположить то место, где нет Бога, то, с точки зрения онтологии, это место называется небытием. Как часто мы испытываем в своей душе и в своем сердце пустоту, которая является откликом этого онтологического небытия. Тоска и отчаяние, постигающие нас и доводящие нас до крайних шагов в жизни, являются свидетельством того, что в таком сердце отсутствует Бог. Всякий иерей, готовясь к богослужению, читает продолжительную молитву святителя Амвросия Медиоланского со следующими словами: «Отыми от меня, Господи сердце каменное и дай мне сердце плотяное, желающее и воспринимающее Твою Божественную благодать».

Поэтому, дорогие мои, то отчаяние, безысходность, совокупность греховных пожеланий, которые пожирают нас в отсутствии в нашем сердце Бога, схожи с тем, что испытывали жители Гадаринской страны. Там, где нет Бога, там безысходность, там ничто. Будем же бояться такого состояния, когда мы невосприимчивы к Божественной благодати, когда в сердце нашем пустота. Потому что в этой ситуации мы бываем подвержены действию бесовских сил, которые руководят нами в отсутствии в нашем сердце Бога. И наша с вами задача не становится орудием бесов, а привлечь в наше сердце благодать Божию. А что привлекает в наше сердце благодать? «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50).

Вспомните слово Божье, обращенное к святому праотцу: «Сыне, даждь мне твое сердце» (Прич. 23, 26). Господь желает вселиться в наше сердце. Господь желает наполнить пространство нашей души Своей благодатью. Он желает быть в нас как в храме Своем, потому что мы созданы изначально Богом как храмы, носители благодати Святого Духа. Поэтому предпримем все усилия к тому, чтобы эта благодать Божия вселилась и наполнила нас, вытеснила все зло, которое в нас проникло.

Каким образом святые угодники Божьи побеждали грех? Это не значит, дорогие мои, что грех не пытался руководить святым человеком. В большей степени, чем в нас, в святых людей, совершающих подвиг, дьявол пускает свои бесовские стрелы. Но эти стрелы, по мысли святых отцов, попаляются Божественной любовью и той человеческой любовью к Богу, которая создает препятствие для прохождения этих бесовских стрел в самое сердце человека. Они сгорают еще в пути.

Поэтому будем наполнять наше сердце Божественной любовью. Будем стремиться по-человечески любить Бога и ближних, упражняться в любви. Тогда Господь, видя наше усердие, подобно этому исцеленному человеку, даст нам благодать не только для собственной жизни и радования, но и благодать для творчества, для проповедания Его Святого, Божественного Имени. «От избытка сердца глаголят уста» (Мф., 12.34). Поэтому то, что у нас с вами на устах, то и в нашем сердце.

Обратим внимание, что является содержанием наших разговоров в течение дня: какие мысли, какие темы мы произносим, выйдя из храма? Часто бывает и так со многими из нас, что находясь в храме во время богослужения, мы мыслями и чувствами вне храма, мы не осмысляем происходящее, мы увлечены чем-то иным, не сродным к тому, к чему нас призывает Господь. Будем бояться этих состояний, будем изымать из сердца все наши худые мысли и чувства, будем стремиться к Божественной любви. Пусть нам в этом поможет Сам Господь наш Иисус Христос. А мы с вами совершим шаги навстречу к Нему через нашу искреннюю молитву, через наше участие в Таинстве Исповеди и Таинстве Причащения Святых Христовых Таин, через доброделание и через наше крестоношение. Пусть пример этого исцеленного Богом человека станет для нас примером того, как мы, обратившись к Господу, получаем от Него Божественную благодать, радость и жизнь вечную. Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского…