Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день Попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день Попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день Попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы

Свято-Успенский кафедральный собор,

г.Смоленск, 05 декабря 2021 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Притча, которую мы с вами сегодня читали в 12-й главе Евангелия от Луки (Лк. 12, 16-21), настолько же коротка по изложению, насколько же глубокомысленна. Речь в ней идет о богатом человеке, который посадил на своем поле семена, и они дали обильный плод. “Угобзися нива”, – так свидетельствует церковно-славянский текст, передавая смысл большого урожая. Человек, прежде, чем собрать этот урожай, и видя, что он велик, рассуждал о том, каким же образом ему распорядиться этим изобилием. Он решает уничтожить бывшее малое хранилище для того, чтобы сделать хранилище большое и в него вместить весь тот урожай, который он собрал бы со своего большого поля. Но Господь говорит этому богатому человеку: “Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?” (Лк. 12, 20).

Господь под этой короткой притчей подводит итог, чтобы мы, дорогие мои, богатели в Бога. Эта притча про нас с вами, про то, как мы не желаем богатеть в Бога. Богатым человеком в ней Господь изображает того человека, который не в Бога богатеет, то есть, совершает грех, совершает дела вне славы Божией. Так бывает тогда, когда мы согрешаем перед Богом, то есть творим свою волю, пытаемся лично обогатиться, не представляя, что богатство в Боге и ради Бога – это наша с вами добродетельная жизнь, то есть, самоотвержение самого себя и вручение в руки Божии.

Говоря об этом отрывке Священного Писания, святые толкователи в лице блаженного Феофилакта Болгарского, святителя Игнатия Брянчанинова и иных, в том числе, древних святых отцов, указывают нам на его смысл, который состоит в том, что человек богатый подвержен страсти: страсти своего богатства. Такой человек очень похож на человека бедного. И бедный, и богатый человек в этих обстоятельствах – и в бедности, и в богатстве одинаково задают себе вопрос: “А что делать, как быть, как поступить?”. “Ведь, – говорит бедный – у меня ничего нет, как же мне жить?” Подобно ему богатый человек задает те же самые вопросы, прежде чем получить богатство, он уже предполагает и мечтает, как им распорядиться.

Это объединяет людей бедных и людей богатых, поскольку они задают себе много вопросов, жалеют себя, но не уповают на Бога. Но Господь призывает нас к нищете духовной. А нищета духовная – это не то же самое, что наша с вами бедность. Тем более, бедность на добродетели. Нищета духовная – это во всем полагание на Бога, передача своего, значимого для себя, богатства в руки Божии. Вот когда мы все самое дорогое для нас передаем в руки Божии – это и есть нищета духовная. Бедность тоже, к сожалению, может иметь пороки, поскольку бедность не уповает на Бога в своей крайности. Так же и богатство в своих крайних пределах уповает только на самого себя. Человек богатый, имеющий излишества, посвящает свою жизнь размышлениям, а потом и действиям, направленным на то, чтобы распорядиться этим излишеством, он не думает о том, что ему, может быть, дана добродетель милосердия, попечения. Ведь, по общей мысли святых отцов заботиться о ближних значит заботиться о Боге.

А что значит заботиться о Боге? Значит – богатеть в Бога. Поэтому, дорогие мои, когда мы думаем о Боге, когда мы соизмеряем с тем, что заповедал Бог, наши мысли, поступки, действия, весь наш образ жизни, то мы богатеем в Бога, а если мы думаем о том, как лучше устроиться в этой жизни, как комфортнее ее прожить, как угодить себе, как порадовать себя любимого, то это мы богатеем в самих себя. Но посеяв грех, мы его и пожнем, а посеяв добродетель, мы пожнем ее обильные духовные плоды. Богатея в Бога, мы вручаем наше богатство в совершенную безопасность. Отдавать все самое лучшее Богу значит абсолютно сохранить себя от того, что кто-то придет и украдет это богатство. Нет более лучшего вложения, или, говоря современным языком, инвестирования, чем инвестирование в самого Бога. Никто не посмеет забрать то, что принадлежит Богу, а мы с вами, по мысли блаженного Феофилакта Болгарского, можем прийти и взять свое у Бога и вместе с Богом распорядиться тем, что у нас есть, вместе с Богом порадоваться нашим общим богатствам. Бог, беря у нас наше, самое дорогое, не распоряжается этим богатством без нас самих. Он распоряжается богатством вместе с нами, умножая его, как Великий Сеятель.

Поэтому, дорогие мои, вручим нашу жизнь Богу, лучшему Охранителю нашему, лучшему нашему Попечителю о жизни, Пастыреначальнику нашему, заботящемуся о каждой овце Своей. И тогда мы увидим, подобно тому, как это видели нищие духом люди, святые угодники Божии, как преумножается их богатство, словно находящееся в лучшем банке. Поэтому, дорогие мои, из этой короткой притчи, произнесенной Самим Господом, уразумеем урок жизни для самих себя, постараемся сделать так, чтобы наша жизнь была не напрасна, чтобы наши с вами личные труды и заботы были не безумны, как они безумны у этого богача. Чтобы каждая минута этой жизни приносила нам подлинное счастье, подлинную радость, а не ту греховную радость, которая разрушает нашу духовную жизнь.

В Боге мы никогда не можем испытывать нужду, Он всегда питает нас. Водою благодати Духа Святого мы питаемся и насыщаемся ею в жизнь вечную. Поэтому будем искать благодати Божией, стремиться к добродетельной жизни, будем богатеть в Бога. Тогда, если мы будем хотя бы стремиться к этому, то Господь будет укреплять нас на пути этого стремления и давать силы нести наш человеческий крест. Пусть эта Божественная мудрость станет нашей с вами мудростью, и мы поживём в Бога, прославляя Его чадолюбие и заботясь о том, чтобы мы прожили как истинные, подлинные богачи – богачи ради Бога.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день Попразднства Введения во храм Пресвятой Богородицы