Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

Свято-Никольский храм

с. Николо-Яровня,19 декабря 2021 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры. В сегодняшний Воскресный день Святая Церковь предлагает нам к осмыслению евангельское событие об исцелении 10 прокаженных мужей Господом нашим Иисусом Христом. Мы все обратили внимание на то, что самарянин, не являясь иудеем и не зная никаких ветхозаветных традиций, вернулся ко Господу, а остальные 9 пошли по своим делам.

Мы можем только теоретически представить, какое великое благодеяние для каждого из них совершил Господь, ведь проказа – неизлечимая мучительная болезнь. Множество предписаний относительно этой болезни содержится в Ветхом Завете, чтобы мы увидели, насколько это она опасна и с медицинской точки зрения, и с позиции жизни зараженного проказой в социуме: прокаженному нельзя было приближаться более чем на сто метров к населенным пунктам и людям. Велика милость, явленная Господом к этим прокаженным мужам! Но вернулся к Нему один самарянин, а 9 иудеев прошли мимо Господа.

Евангелист Лука обращает внимание, что этот самарянин не только пришел к Господу, а упал ниц, то есть лицом вниз перед Господом и воздал Ему хвалу. Язычник, человек, далекий от тех традиций, в атмосфере которых жили все иудеи, совершил такую величайшую благодарность. Конечно же, мы задаем себе вопрос: в чем суть этой благодарности? Чем она запечатлена в личности человека, пришедшего к Господу? С душевной точки зрения, этот человек был способен оценить масштаб благодеяний, который Господь вручил ему в дар. Личность этого самарянина была способна откликнуться на это благодеяние, она произвела действие в себе. Это действие, с духовной точки зрения, явилось той действенной верой, которой самарянин отблагодарил Господа, припав и воздав хвалу Богу. В этом суть всякой благодарности: вся личность наша, если она по-настоящему благодарна Богу или окружающим людям, участвует в этом действии благодарности с психологической, духовной и физической точки зрения так, что “ноги несут” этого благодарного человека к источнику своего благодеяния.

Дорогие мои, сколько милости Господь делает для каждого из нас? Как личность наша должна откликаться на любое великое Божие благодеяние? Мы больны духовной проказой, которая поражает нас и бывает намного страшнее проказы физической. И она Богом исцеляема в нас, если мы стремимся к Нему, если мы припадаем к молитве, участвуем в Таинствах и наблюдаем, как Господь избавляет нас от тех или иных страстей и  духовного повреждения, которые бывают в нас. Но, будучи исцеленными духовно, мы не подражаем этому самарянину, не припадаем к Господу, не воздаем Ему хвалу, а все более погружаемся в тину нашей мирской жизни. Мы больше отвлекаемся от Господа, думая, что своими заслугами приобрели то или иное благодеяние в нашей жизни: если беда миновала – значит, мы достойны, а тот человек, который болен, которого постигло несчастье, значит, он особым образом согрешил, а мы не столь грешны, поэтому более-менее благополучны, и нас Господь как бы не трогает. Мы глубоко заблуждаемся в таких рассуждениях, дорогие мои. Заблуждаемся, ходя беспечными и совершая дела тьмы.

Сегодня в 5 главе послания к Ефесянам святой апостол Павел говорит нам: “Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте как чада света” (Еф. 5, 8). Апостол призывает христиан ходить во свете, узнавать и  испытывать, в чем воля и Промысл Божий, и не приобщаться к бесплодным делам тьмы (Еф. 5, 10-11). Грех для каждого из нас – это бесплодная трата времени, поскольку грех разрушает каждого из нас и только Божия праведность нас обогащает, Господь обогащает нас своею благодатью. Те добрые дела, которые мы совершаем ради Бога или ради другого человека, даже не задумываясь о том, делаем ли мы великое для Бога или только для человека – это уже дар Божий, которым Господь награждает, просвещая душу человека. Поэтому нечего бояться в окружающем мире человеку, ходящему в добродетелях и стремящемуся жить по Божиим заповедям. Никакие злоключения мира, никакие опасности мира не страшны человеку, ходящему во свете Божьем. Никакие препятствия, которые могут быть создаваемы окружающими людьми, никакие способы слежки за человеком, в том числе QR-коды, не способны смутить человека, ходящего во свете и живущего по заповедям Божьим. Ему нечего бояться, и ему не страшны дела тьмы, потому что он стремиться к Богу.

Тот из нас, кто думает, что как будто бы ходит во свете, но лишь несколько минут своей жизни посвящает свету, а основную большую часть жизни ходит во тьме, очевидным образом должен бояться и всяких способов слежки за собой, и того обличения, которое могут сделать окружающие люди совершаемому греху. Ведь наши греховные наклонности, наша греховная жизнь и есть повод для обличения нас. Но страшнее, когда не люди будут нас обличать, а когда Господь на Страшном Суде нас обличит. Тогда стыду нашему, разочарованию и горю не будет конца.

Поэтому, дорогие мои, услышим призыв святого апостола Павла: перестанем ходить во тьме греховной нашей жизни и постараемся войти в область света, то есть, покаяния, добродетельной жизни, исправления самих себя. Тогда тот свет, который Господь даст нам в наше сердце, освятит нашу личность, и мы увидим самих себя, удивимся и ужаснемся греховности нашей жизни, и тем для нас будет плод для нашего покаяния.

Но Господь этим светом обличит и дела тьмы окружающего мира. Мы ужаснемся и тогда, когда увидим, в каком грехе находится мир. Но это будет повод не для осуждения мира, поскольку, как говорят древние толкователи этого места Священного Писания, наше обличение мира состоит не в том, чтобы мы изобличали кого-то в грехе, а в том, чтобы наш свет, наши добродетели жизни освящали окружающих людей, и люди, глядя на нас, сами бы обличали самих себя, сравнивая нашу добродетельную жизнь со своей нечестивой. В этом суть нашего обличения мира.

Поэтому будем сынами света, будем стремиться к Господу! Те из нас, кто в этом преуспеет, будут в подлинном смысле светильниками, потому что Господь говорит нам: “Вы свет мира!” (Мф. 5,14).И того, кто бывает усердным проводником этого Божественного света, Господь ставит на высокое место, чтобы свет освящал путь многим людям. Такие люди называются святителями.

Сегодня мы отмечаем день памяти святителя Николая Чудотворца, Божественный свет, проходя через которого, ярко освящал путь к Богу многим людям. Обратите внимание, какая добродетельная жизнь была у святителя Николая. Мы только можем догадываться, какая глубочайшая благодарность к Богу сопровождала личность этого человека. Как часто он припадал к Господу в молитве, благодаря Его и воздавая Ему хвалу. За эту благодарность и хвалу, подобно той, которой исцеленный прокаженный самарянин воздал Богу, Господь дал невероятную милость святителю Николаю Чудотворцу, через которую многие люди получали благодать Божию. Такое великое почитание святителя Николая во все времена и не только в христианстве, но и в других конфессиях, даже в нерелигиозном мире. Такой высокий авторитет святителя Николая связан с тем, что все люди, которые обращались к нему, были ему благодарны. Не есть ли это отражение нашей благодарности и к Богу? Не есть ли эта благодарность отражение благодати Божьей, которая действует в нас через святителя Николая? Поэтому, дорогие мои, и к нам с вами люди бывают благодарны тогда, когда мы делаем Божие добро, когда мы бываем проводниками Божиего добра.

Поэтому преумножим в нашем сердце добро и способности быть проводниками света Божия в нас самих, чтобы и нам быть просвещенными благодатью Святого Духа. Чтобы и через нас окружающие люди могли получить просвещение, а кто-то и быть обличенным в своих пагубных делах. Ведь по нам, дорогие мои, живущим людям сейчас на этой земле, а не только по святителю Николаю, окружающие неверующие люди думают о Христе и о Им созданной Церкви. Все те реплики и вся та так называемая критика в адрес Церкви звучат еще и потому, что мы с вами не должным образом являем собой пример для окружающих людей.

Почему Святая Церковь не столь авторитетна в наше время? Да потому, что мы с вами не авторитетны. Авторитетностью Церкви является совокупность нашей с вами авторитетности, и не только святых угодников Божиих и Ангельского Чина, которые прославляют Бога. Чтобы люди неверующие могли обратить внимание на эту невидимую часть Церкви, они должны ощутить сначала часть видимую, то есть, нас с вами. Если мы заняты греховной жизнью и находимся вне света, а во тьме, то как же люди, так же как мы находящиеся во тьме, могут увидеть свет? Поэтому мы слепы, и окружающие нас люди пребывают по нашей вине в слепоте.

Дорогие мои, обратим наше внимание на образ и личность святителя Николая Чудотворца, на этого простого человека и совершенного в своей простоте пастуха и многодетного отца, доброго пастыря и милостивого христианина, великого молитвенника и, самое главное, – истинного богомольца, делающего все не для окружающих людей, а ради Бога.

Будем и мы стремиться делать все ради Бога. Пусть и мы будем стремиться к тому, чтобы образ нашей жизни стал поводом для прихода в Церковь иных окружающих неверующих людей.  Пусть никакие наши мелкие греховные дела, никакие немощи не стали бы соблазном и поводом к тому, чтобы люди уходили из Церкви. Не дай Бог, чтобы кто-то из нас стал соблазном для окружающих людей.

Пусть образ святителя Николая Чудотворца для нас является тем духовным ориентиром, благодаря которому мы с вами направляем нашу духовную жизнь. Пусть сила его личности, укрепляемая благодатью Божией, и для нас станет примером того, как мы мужественно должны совершать наше христианское служение, ведь нам дано невероятное оружие в наши руки – благодать Божия, благодать Бога Духа Святого.

Пусть Господь покровом Царицы Небесной, предстательством у Престола Божия святителя Господня Николая помилует всех нас и даст силы для крестоношения, для нашего покаяния и доброделания. Пусть свет, который проходит через нас, освещает нас и окружающих людей. Пусть Божие Царство, которое действует в нас и через нас силою и действием благодати Святого Духа, станет для нас тем очевидным Царством, в котором пребывал при жизни и в котором пребывает сейчас вспоминаемый сегодня нами, Святой Церковью, святитель Николай Чудотворец. Его же молитвами, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца