Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского 

Храм свт. Спиридона Тримифунтского,

г. Смоленск, 25 декабря 2021 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие браться и сестры! Сегодня, в день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, Святая Церковь предлагает апостольское чтение послания к Галатам, где во втором стихе шестой главы святой апостол Павел призывает христиан: “друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов”.

Кто является нашим с вами другом? Каждый из нас, особенно те, кто являются нашими собратьями во Христе, кто причащаются с нами от единой Чаши, ведь мы все единокровны в буквальном смысле этого слова, поскольку в нас течет Кровь Христова, Которой дерзаем мы причащаться. Так кто наши друзья? Каждый, встречающийся в нашей жизни.

Что апостол Павел называет тяготами? Даже в нашем обиходе, обычном, светском, всякое зло мы называем тяжестью, поскольку оно обременяет нашу душу, камнем лежит на сердце, и нам хочется немедленно избавиться от этой тяжести, неприятности, плохого впечатления, полученного нами, от тех трудностей, которые встречаются нам. Все это зло происходит, в большей степени и по большей части, от нас самих и от окружающих людей, в том числе от тех, кого мы искренне называем друзьями. Может быть, мы не проявляем к ним должного отношения, поэтому дружба дает сбой, и люди к нам проявляют нелюбовь, потому что и мы, в свою очередь, не любим по-настоящему. Где-то делаем вид, что любим, где-то хотим показаться достойными христианами перед лицом других людей, но не являемся таковыми по делам нашим.

Поэтому, когда что-то происходит вокруг нас не по нашей вине, мы, в том числе, должны искать и в нас самих причину происходящего.

Бедствия, связанные с пандемией, которые мы уже второй год переживаем – это тоже наша с вами вина. Ведь и по нашей вине люди заражаются. Каждый христианин призван быть образцом для окружающих людей, но мы не даем пример того, как нужно беречь друг друга. Неношение нами защитных масок, несоблюдение нами соответствующих мер безопасности и недобрый призыв к окружающим людям, нежелание оказать ту или иную, пусть даже самую малую, помощь окружающим людям – все это не является примером того, как должны поступать христиане в таких обстоятельствах. Поэтому часть вины лежит и на нас: в нашем безразличии, в нашем несмирении, в нашей нелюбви.

Святой апостол Павел говорит: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5, 22-23) и он добавляет: “На таковых нет закона” (Гал. 5, 23). Что это значит? Как говорят об этом святые толкователи, это не значит, что человек, который любит, не должен исполнять закон: он выше закона. Ведь любовь совершеннее всякого исполнения закона. Там, где любовь – не требуется закон, потому что действует сама любовь.

Когда ужесточается законодательство, вводятся меры прещений, это связано с тем, что усиливается беззаконие. Если бы между нами была любовь, то и не требовалось бы никакого закона. Ведь любовь, радость, долготерпение, вера, кротость, воздержание – и есть те необходимые средства, которые помогли бы нам выйти из личного и общественного кризиса. Мы все это понимаем умом, но делами нашими не желаем этого исполнять.

Поэтому святой апостол Павел и призывает нас к тому, чтобы мы были не только слушателями закона, но и исполнителями. И даже не только исполнителями закона, но исполнителями правды Божией. Чтобы мы следовали правде Божией и были ее воплощением. В том, чтобы мы следовали правде Божией, в том, чтобы мы носили тяготы друг друга и состоит наше исполнение закона. Церковнославянский язык, современный русский язык недостаточно точно передают смысл слов апостола Павла, “И тако исполните закон” – не означает, что через ношение тягот друг друга мы являемся исполнителями закона. Нет. В древнегреческом языке эти слова имеют более глубокий смысл, означающий восполнение. Через ношение тягот друг друга мы восполняем закон. То есть, мы делаем все необходимое для того, чтобы сам закон бытия соблюдался, чтобы сама жизнь в ее лучших проявлениях могла действовать в нас. Поэтому исполнение закона любви – необходимое условие нашей жизни, жизни личной и общественной. Это условие крепости нашего государства.

Поэтому, дорогие мои, будем носить тяготы друг друга. Как говорит святитель Иоанн Златоуст и иные древние толкователи, это ношение тягот предполагает нашу способность прощать немощи и недостатки других людей. “У тебя сонливость, а у другого человека ворчливость, а третий подвержен сластолюбию, так потерпим же друг друга, ведь каждый из нас все равно болен и нет здоровых среди нас”. Каждый из нас является носителем немощей, недостатков, греховных склонностей. Поэтому будем проявлять терпение к окружающим людям, чтобы и они потерпели наши недостатки.

Эти слова святого апостола Павла особенно относятся к священнослужителям, ведь они призваны к тому, чтобы носить тяготы людей, исповедь которых священнослужители принимают. Какое братолюбие должно быть между священнослужителями! Какое братолюбие должно быть по отношению к чадам со стороны священнослужителей! Во многом это зависит и от той братской атмосферы, той доброжелательности, с которой миряне относятся к священнику. В том приходе, где благожелательная атмосфера, где соучастие и сочувствие прихожан к своему священнику, там и священник, даже имея те или иные немощи, воодушевляется и преображается силой веры и любови к нему со стороны прихожан.

Поэтому, дорогие мои, так важно, чтобы крепость и общность жизни каждого из наших приходов была безусловна. Чтобы эта крепость влияла, в том числе, и на священника, и он, видя в этом опору, исправлял те или иные, имеющиеся у него недостатки, видя ту ревность, заботу и любовь, которые проявляются прихожанами. Ведь Церковь Божия – это не только Господь, святые ангелы, угодники Божии. Это – и священники, и миряне. Это общность людей, верующих в Господа Иисуса Христа, объединенных единством веры, Таинствами, правилами и традициями Церкви. В этой общности мы с вами достигаем спасения, ведь Главой этого общества является Сам Пастыреначальник Господь Иисус Христос, подающий благодать Святого Духа и спасающий через эту благодать каждого, стремящегося к постижению и к приобщению этой благодати.

Дорогие мои, будем стремиться всей нашей жизнью быть причастниками Божией благодати. Это желание не должно ограничиваться нашей способностью совершать утренние и вечерние молитвы. Мы должны быть способны непрестанно творить молитвы в нашем сердце в любых обстоятельствах: и во время работы, и во время вождения транспорта, и во время наших трудов и забот о ближних. Но и это, в первую очередь, должно быть реализовано в нашей общественной молитве. Это должно воплощаться в том, чтобы мы становились участниками Божественных Таинств – Исповеди и Причащения Тела и Крови Христовых и иных Богом установленных Таинств для того, чтобы Божия благодать врачевала, исцеляла наше греховное естество. Чтобы Божия благодать могла оказывать нам необходимую помощь в жизненных обстоятельствах, чтобы мы ею ограждали себя от всех вражьих наветов.

Святитель Спиридон Тримифунтский подает нам истинный пример братолюбия и способности нести тяготы друг друга. Современники святителя Спиридона Тримифунтского очень хорошо это на себе ощущали, ведь он – современник святителя Николая Чудотворца – совершал не меньший архипастырский подвиг и подвиг любви к самым простым людям. Это был нелицемерный подвиг, подвиг жертвенный.

Пусть его пример, его святительские наставления, которые мы чувствуем до сего дня, его предстательство, его молитвенная защита ограждает всех нас во всех наветах и всех обстоятельствах. Пусть каждый из нас будет подражателем этого великого человека – так, как призывает святой апостол Павел. Пусть Господь покровом Царицы Небесной, молитвами святителя Спиридона Тримифунтского, память которого мы сегодня совершаем, защитит нас, вразумит, исцелит наши немощи и даст силы носить тяготы друг друга!

Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского