Обновления

Слово митрополита Исидора в день Введения во храм Пресвятой Богородицы

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Введения во храм Пресвятой Богородицы

Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска

4 декабря 2021 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Почему для нас важно духовно воспринимать событие Введения во храм Пресвятой Богородицы? Почему Церковь так чествует это, как будто бы, с человеческой точки зрения, не особо значимое событие? Что необычного в том, что родители приводят в храм своего ребенка – маленькую девочку? Мы тоже приводим наших детей в храм, но разве мы отмечаем особым образом это вхождение? Святая Церковь поясняет нам, что речь идет о судьбоносном событии в истории всего человечества, а не только в жизни родителей Пресвятой Богородицы – праведных Иоакима и Анны и их дочери Марии. Они привели свою дочь в трехлетнем возрасте в храм во исполнение обещания, данного Господу при рождении Марии, посвятить первенца Богу.

Праведные Иоаким и Анна вручают Господу своего ребенка, и Мария самостоятельно, не по годам умудренная благодатью Святого Духа, по пятнадцати высоким ступеням входит в храм Господень. Все было необычно в том событии – люди, окружавшие Иоакима и Анну, младенца Марию и тех дев, которые сопровождали эту процессию в древний ветхозаветный Иерусалимский храм, были поражены. Каждый из них сердцем чувствовал, что происходит что-то необычное, чему они не могут дать объяснение.

Для нас с вами очень поучительно всё, что мы своими духовными очами пытаемся воспринимать, вглядываясь в саму суть праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это событие является актом посвящения родителями своего ребенка. Этот праздник подтверждает то, насколько преданы праведные Иоаким и Анна Богу, насколько они привержены тому обещанию, которое они дали Господу. По сути, согласие служить Богу дано еще не от лица самой Богородицы, к которой очень скоро, когда Мария станет отроковицей, явится Архангел Гавриил и возвестит о рождении от Неё Богочеловека Христа. Но в день Введения во храм Пресвятой Богородицы праведными Иоакимом и Анной уже дано согласие на то, чтобы этот маленький человек – их первенец – послужил Богу.

Чему может научить нас это событие? Почему мы так должны пристально вглядываться в смыслы этого праздника? Потому, что и пример благочестивых родителей, и сам подвиг этой маленькой трёхлетней девочки, которая самостоятельно входит в храм, и все эти события, благословляемые Богом и Им устроенные, нас научают тому, как мы должны проводить нашу короткую жизнь. Мы должны, давая те или иные обещания Богу, следовать им. Все лучшее в нашей жизни мы должны посвящать Богу, Творцу нашему, Создателю, нашему Небесному Отцу. Мы должны на главное место нашей жизни помещать тему Бога, и все остальное в нашей жизни выстраивать вокруг этой главной темы, как вторичное и сопровождающее. Главное в нашей жизни – Бог, и все, что с ним связано. Мы – наследники вечности, и призваны к тому, чтобы вечно прибывать с Богом, прославлять Его, чтобы там, в пока неясном для нас будущем, в Царствии Небесном, на которое все мы так искренне надеемся, реализовывать тот великий творческий потенциал, те способности и возможности, которые лишь отчасти открыты в нашей короткой жизни. Но сейчас, в нашей земной жизни, мы должны стремить реализовать всё, что нам дано. А нам дана способность любить Бога, возможность через те силы воли, которые нам Господь вручил, следовать за Ним, противостоять греху, совершать дела милосердия и добра. Нам дарованы множество талантов, интеллектуальных и физических. Нам дана способность жертвовать собой ради Бога и ближних, и это – самое высокое назначение нашей личности.

Поэтому, дорогие мои, нам много чему следует учиться из события Введения во храм Пресвятой Богородицы: и благочестию родителей, и решимости маленьких детей. Нам нужно учиться решимости, которой была преисполнена маленькая девочка Мария, поскольку именно так Она была воспитана за короткий период своими благочестивыми родителями, и благодать Святого Духа уже действовала в Ней. Эта благодать действует во всех наших маленьких детях, пока они не испорчены грехом и не заражены ядом греховной жизни, который, к сожалению, мы с вами пытаемся вложить в их уста и в их сердце отсутствием нашего с вами родительского благочестия. Мы портим наших детей, закрываем им ту ясную светлую цель жизни, которая стоит перед каждым ребенком. Чем мы закрываем эту цель? Тем, что мы дезориентируем детей, поскольку сами не имеем твердых ориентиров в жизни, не понимаем, зачем нам благополучие, здоровье? Нередко мы не понимаем, для чего мы живем? К сожалению, далеко не каждый родитель способен ответить ясно на этот вопрос. Многие имеют ложные цели, которые не укрепляют и не развивают нашу личность, а разрушают ее: богатство, власть, гедонизм не созидают личность, они ее разрушают.

Это не значит, дорогие мои, мы не должны стремиться к естественному благополучию в своей жизни. Но естественное благополучие, его фундамент, кроется в наших нравственных ориентирах и ценностях, поскольку все иное – это не благополучие. Никто не говорит о том, что семьи должны жить не обеспечено. Но какими средствами достигать благополучия? Воровать? Или может быть каким-то образом присваивать, что не принадлежит тебе? Нет. Только то, что благословляется Богом принадлежит нам.

Поэтому нам необходимо ясно осознавать ту цель, которая есть в жизни каждого из нас. Если эта цель, так или иначе, связана со славой Божией, если эта цель связана с благочестием, с нашей верой в Бога и любовью к Нему и ближним, тогда это правильно поставленные цели. А если это иные цели, то мы работаем на погибель. Поэтому, прославляя сегодня благочестивых Иоакима и Анну, прославляя то водительство Божие, которое мы усматриваем в этом трехлетнем младенце Марии, будем радоваться тому, какими могут быть родители. Задумаемся над тем, какими родителями должны быть мы, какими родителями должны в будущем стать наши дети, и как мы должны их воспитать. Задумаемся, что каждому из нас необходимо сделать, чтобы наше общество было духовно и нравственно здоровым, а наше государство – крепким, чтобы каждый гражданин нашего Отечества трудился бы на его общность, стремился защищать его от врагов внешних. Эта защита невозможна без помощи Божией, без тех моральных, нравственных, духовных принципов, которые являются стержнем, на который мы бываем способны «насаживать» те или иные впечатления нашей жизни, и совершаемые нами добрые дела.

Будем со вниманием относиться к тому образу жизни, который мы ведем, чтобы он точно не был уклонением от Бога. Молитвенно будем просить Бога, чтобы Он вразумил нас, как нам следует жить и воспитывать детей. Будем прославлять Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, которая событием Введения во храм посвящает Себя на служение Богу, чтобы стать мостом между Божественным и человеческим, стать Матерью всех людей, живущих на этой земле, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим.

Пусть наше духовное созерцание этого события, наше удивление этому Божиему водительству будет сопровождаться нашей молитвой церковной и прославлением Бога, который Своим благоволением предображает наше спасение, Который устраивает его самым лучшим образом, поскольку сегодня вводится Пресвятая Богородица во храм. Мы, тем самым, получаем от Бога спасение, поскольку человечество в Ее лице, становится тем орудием, которое дает возможность спасения всем людям.

Пусть Царица Небесная, младенец Мария, ныне входящая в храм Господень, поможет каждому из нас: укрепит наши семьи, даст нам здравие и покроет нас Своим Честным Омофором, защищая семьи наши, защищая Отечество наше, и открывая путь каждому из нас ко спасению, которое Господь приготовил, вводя в Свой пречистый храм Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…