Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в среду Седмицы 28-й по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в среду Седмицы 28-й по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в среду Седмицы 28-й по Пятидесятнице

Покровский храм Смоленской Православной Духовной семинарии

г. Смоленск, 29 декабря 2021 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Евангелист Марк передает нам детали беседы Господа с учениками: Он открыто говорит им о предстоящих страданиях, о том, что Ему надлежит пострадать от старейшин, книжников и фарисеев, быть преданным на суд и быть распяту, умереть на Кресте и в третий день воскреснуть (см. Мк. 8, 31).

Очевидно, что подобные откровения смущали ум непросвещенных благодатью Святого Духа апостолов. Тем более, и народ, стоящий вокруг Спасителя, не понимал этих слов, поскольку естественным образом невозможно себе представить, чтобы человек был на кресте и потом на третий день воскрес. Но, невозможное человеку возможно Богу. Это “невозможное человеку” мы легко определяем в действиях ближайшего ученика Христова – святого апостола Петра, который, как свидетельствует евангелист Марк, отводит Господа в сторону, чтобы поведать Ему о смущениях апостола и народа по поводу сказанных Им слов (см. Мк. 8, 32).

Евангелист Марк не уточняет детали этой личной беседы по просьбе Петра с Господом. Мы можем лишь догадываться о том, как Петр уговаривал Спасителя не рассказывать людям о предстоящих страданиях, поскольку это определенным образом снижало популярность Господа среди людей, ожидавших от Него иных действий и слов. Как мы знаем из свидетельства апостольского, народ ждал от Господа возглавления политического. Люди желали освобождения от гнета римского. Люди очень ждали благополучия земного, но Господь пришел на землю, чтобы даровать им Царствие Небесное. Он пришел, чтобы возглавить народ в пути на Небо, но не с целью удовлетворения их политических и иных социальных и даже глубоко личных амбиций. У Бога иные задачи. Он должен осуществить послушание Своему Небесному Отцу. В этом послушании суть служения Господа нашего; и сутью духовной жизни всякого человека является послушание Богу.

Дорогие студенты! Сегодня завершается первый семестр этого учебного года и вы поедете в свои дома, чтобы отметить вместе с близкими события Новолетия и Рождества Христова. Вы, очевидным образом, догадываетесь, что являетесь олицетворением самой Церкви, поскольку являетесь студентами духовной школы. Это олицетворение Церкви, с одной стороны, накладывает на вас высокую ответственность, а с другой стороны – является поводом для вашего личного соблазна. Окружающий нас с вами мир, находящийся в плену греха, всячески отвергает Божественное и духовное. Это не слова укоризны в отношении мира, это свидетельство, о котором говорил Сам Господь наш Иисус Христос. Ваше пребывание в глубоко светском пространстве, если в ваших домах нет устойчивой религиозной традиции, создает, в том числе и разговоры, подобные тем, которые апостол Петр вел с Самим Господом, поскольку само имя Церкви является в обществе, во многом, нарицательным. Обществом обсуждаются ее слабые стороны, и вы можете быть подвергнуты этим ненужным разговорам. Но ваша задача состоит в том, чтобы свидетельствовать о той подлинной картине духовной жизни, которая представлена в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Во многом вы являетесь проводником Божиего благовестия в мир.

К сожалению, вы также можете оказаться и соблазном для мира, окружающего нас. Это относится и к нам, священнослужителям. Это относится и к вам, представителям Церкви – студентам духовной школы. Поэтому предстоящее короткое время вашего отдыха посвятите тому, чтобы явить миру ваше подлинное христианское призвание, не уронить то высокое достоинство, которое вручено вам Самим Богом, а не нами, священниками. Признаком, подтверждением этому являются носимые вами подрясники как доказательство и свидетельство вашего пребывания в Церкви.

Это относится и к девушкам, нашим студенткам. И за вами очень пристально наблюдают представители светского мира. Во внешнем виде, в поведении девушек-прихожанок окружающие светские люди, изучающие Церковь и ищущие в ней недостатки, могут увидеть эти внешние недостатки, проявлением которых является отсутствие внешних признаков благочестия.

Поэтому, дорогие мои, постараемся это время отдыха посвятить тому, чтобы достойным образом соблюдать те заповеди и законы, которые Господь установил нам. Потому Господь и говорит Петру: “Отойди от меня, сатана” (Мк. 8, 33). Господь не в прямом смысле называет Петра сатаной, Он говорит так о соблазне, который через слова Петра достигал уха Спасителя. Как мы слышали у евангелиста Марка, Господь, призвав учеников и народ, стоящий вокруг, произнес самые главные слова для нашей с вами духовной жизни: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8, 34). Без исполнения этих условий невозможно наше спасение. Бессмысленно наше бытие в этом мире, если мы не отвергаем наши страсти и греховную жизнь, если мы не берем на себя крест и не следуем за Господом. Бессмысленны наши внутренние иные духовные усилия, бессмысленные и те наши внешние действия, которыми мы стараемся убедить окружающих людей в том, что мы христиане. Не нужно убеждать иных людей в том, что мы христиане. Мы должны в этом убеждать Самого Господа нашей любовью к Нему и нашим предстоянием перед Ним. Святитель Цезарий Арелатский, архиерей Галлии первой половины VI века, в своих проповедях кратко и ясно указал нам на то, что смирение и послушание Богу – это уже путь крестоношения. А святитель Тихон Задонский говорит о том, что если мы подвизаемся в добродетелях, то мы не меняем наше естество, оно остается тем же. Мы ничего не теряем естественным образом. Но нравы бывают иными.

Дорогие мои, будем прилагать наши духовные усилия, чтобы духовно подготовиться к судьбоносному в истории человечества событию Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В подготовке к этому событию и состоит смысл многодневного поста.

Проведем дни поста должным образом. Встретим Рождество Христово так, как это полагается всякому православному христианину. Будем молиться друг за друга и, как об этом говорит святой апостол Павел, будем носить тяготы друг друга, и тем самым будем исполнять закон Христов (см. Гал. 6, 2).

Пусть Господь, дорогие братья и сестры, напутствуемые нами – духовенством, сегодня нам за этим Богослужением, хранит вас в дни ваших каникул. Пусть милостью Божией вы все вернетесь после каникул в вашу духовную школу, чтобы продолжить многотрудные учебные и иные послушания по вашему интеллектуальному развитию и духовному возрастанию. Поверьте, нам, преподавателям, очень хорошо известно, как тяжко заниматься интеллектуальным трудом, как почти невозможно бывает преодолевать себя, заставлять мозг, стремящийся к расслаблению, напрягаться, как трудно найти физические и иные силы, чтобы соответствовать высокому требованию выпускника высшего духовного учебного заведения. Но нужно стараться, чтобы эти труды были успешны. Пусть Господь и Царица Небесная хранят вас на пути вашей жизни!

Аминь.

 

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в среду Седмицы 28-й по Пятидесятнице