Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день праздника Обрезания Господня и день памяти Святителя Василия Великого

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии

в день праздника Обрезания Господня

и день памяти Святителя Василия Великого

14 января 2022 года

г. Ярцево Свято-Георгиевский храм

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Мы с вами слышали сегодня вторую главу Евангелия от Луки, где повествуется о событии Обрезания Господа. Это установленное богоизбранному народу повеление Божие всякого младенца мужеского пола обрезывать, тем самым заключая завет с Богом. И Господь, пришедший в мир, Творец мира, исполняет эти человеческие законы, потому что Он пришёл не нарушить закон, а наполнить его благодатью Своей любви к людям. И в завершающем стихе второй главы Евангелия от Луки нам сообщается следующее: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52).

Что, по сути, означает слово «преуспевал»? Это значит – следовал поставленной цели, причём следовал с трудом, как и всякий человек, ведь Господь воспринял на себя всю человеческую природу, кроме греха. А это значит, что и наше испорченное грехом сознание, и чувства, и мысли – всё воспринял Господь, чтобы своей Божественной благодатью исцелить в человеке это греховное повреждение.

Давайте задумаемся: если Бог, пришедший в мир и тем самым подтвердивший Свою любовь к сотворенному Им человеку, трудится ради того, чтобы преуспевать в премудрости, в любви к ближним и к Богу, то каково должно быть назначение Им сотворенных существ, то нас с вами? Мы с вами должны повторять то, что делает для нас Творец, потому что Бог предназначил для нас спасение.

Почему же мы уклоняемся от нашего спасения, дорогие мои? Да потому, что мы не хотим любить ближних, мы хотим любить только самих себя. Мы ленимся, потому что любовь предполагает самоотвержение, предполагает то, что наше личное греховное «я» мы должны поставить, как минимум, на второе, а то и на десятое место. Любовь предполагает, что в нашей жизни на первое место мы должны ставить интересы Бога, а потом интересы другого человека. Потому и ленимся мы приходить в храмы, мы ленимся, даже не приходя в храм. И дома, сидя за чашкой чая, мы ленимся исполнять заповеди, ленимся помочь ближнему нашему, ведь нам легче осудить окружающих людей, чем просить их и помочь им.

Какова наша участь, если мы не следуем любви Божией? На что мы надеемся, когда окажемся с вами в гробу, а ведь никто из нас этого не избежит… Будем благодарить Бога, проснувшись утром, за то, что мы живы, за то, что Господь оставил нас на покаяние, дал нам возможность возрастать в премудрости, а не только в возрасте, который иногда для нас бывает обличением нашей глупости и нашего нерадения о Боге. Будем с усердием выполнять Заповеди Божии настолько, насколько в нас хватает сил, ведь Господь преумножит наше немощные силы Своей благодатью, ведь Он дал эту благодать через воспринятую Им человеческую природу. И всякий из нас, обращающийся к Богу в молитве, получает этот Божественный отклик – это и есть опыт нашей веры.

И если у кого-то нет Божественного отклика в молитве, в усердии, значит, у него нет религиозного опыта. Религиозный опыт приходит только тогда, когда человек проявляет смирение перед Богом: не показное смирение для окружающих людей, а смирение перед Господом, преклоняя перед Ним колено своего сердца. И когда человек искренне, просто взывает к Господу: «Господи помилуй меня!», когда человек осознаёт своё недостоинство и немощи свои, желание быть с Богом как с единственным Источником своего спасения, как с любящим Отцом, тогда Господь даёт отклик и в молитве, и в делах наших, тогда Он укрепляет наши силы, даёт нам премудрость преодолевать невзгоды и болезни.

Будем же со смирением в сердце обращаться к Богу. Святитель Василий Великий, память которого мы сегодня отмечаем, дал нам столько важных наставлений в духовной жизни. Он сформулировал не только ясное и точное учение о Боге, Святой Троице, об Ипостаси Отца, Ипостаси Сына, Ипостаси Духа Святого – Троицы Единосущной и Нераздельной, Единого Божества в Трёх Лицах. Он сформулировал православное, соответствующее Божественному Откровению, учение о мире, о человеке и о спасении, которое Господь Своим пришествием в мир, Своей проповедью, наставлениями, ясно указал нам.

Иисус возрастал в премудрости, в возрасте, в любви к Богу и ближним, и нам повелел делать то же самое. Поэтому, дорогие мои, будем возрастать премудростью Божию, не будем лениться обращаться к Священному Писанию, открывая и прочитывая хотя бы несколько строк ежедневно. Не будем лениться, дорогие мои, приходить в храм Божий, ведь это Небо на земле. Это то место, где особенным образом происходит спасение человека, здесь совершаются Таинства, которые не совершаются больше нигде, здесь покаяние, Причащение святых Христовых Таинств, Соборование. Через храм Божий человек приходит в духовный мир, запечатлеваясь в Таинстве Крещения водой и Духом, получая усыновление Богу и свободу от первородного греха, и здесь же человек бывает напутствуем на вечную жизнь, во гробе находясь в храме. Это жизнь каждого из нас. Будем же нашим смирением, послушанием Богу, любовью к ближним стремиться к Богу.

Пусть память святителя Василия Великого, его наставления, его учение о Боге, о человеке, о Святой Церкви и о мире для нас станут путеводной звездой и тем руководством к нашему спасению, которое Господь через мудрых людей, таких как святитель Василий, оставил для каждого из нас.

Сегодня праздник Обрезания Господня – события, ещё раз подтверждающего подлинность плоти, воспринятой Господом нашим, совершившего это действие, установленное в Ветхом Завете, для каждого человека. Пусть это яркое и ясное подтверждение Его человечности в нас вразумят нас и дадут нам убеждение в том, что Бог является подлинным Человеком, Он является таким, как мы. Постараемся в силу той благодати, которую Он дал нам, по Его повелению стать богами по благодати, как об этом говорили святые отцы, то есть получить обожение и через это обожение достигнуть Царствия Небесного. Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского…