Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, перед Богоявлением

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, перед Богоявлением

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, перед Богоявлением

Свято-Успенский кафедральный собор

г.Смоленск, 16 января 2022 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня, в Неделю перед Богоявлением, Святая Церковь предлагает нашему восприятию первые восемь строк Евангелия от Марка. Первые слова Евангелия звучат так: “Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия” (Мк. 1,1-8). После этого сразу указывается, что этим началом Евангелия стало не событие, а личность святого Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Это еще раз напоминает нам о том, что история человечества – это история личности. Имя пророка Иоанна заглавными буквами вписано в книгу истории человечества. Евангелист Марк сразу же указывает, что “как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою(Мк. 1,2). Это пророчество пророка Малахии, память которого сегодня отмечается, и пророка Исаии прямо указывают нам на достоинство того человека, которого Господь называет Ангелом. Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея прямо говорит, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его(Мф. 11,11). Он явился той скрепою между Ветхим Заветом и Заветом Новым, без которой невозможен был бы этот поворот межу ветхой историей человечества и историей новой.

Святитель Кирилл Иерусалимский в своих огласительных словах говорит о том, что пророк Иоанн, по слову Божию, выше всех остальных пророков (см.: Святитель Кирилл Иерусалимский. “Поучения огласительные”). Он венчает собой пророческий чин, завершая пророческое служение Ветхого завета и одновременно является первым деятелем Завета Нового. Кто же этот человек? Святое Евангелие кратко свидетельствует об этом, говоря, что он пребывал все время неотступно в пустыни, был одет в одежду из верблюжьей шерсти и препоясан кожаным поясом, питался акридами и диким медом. Такая сугубо аскетическая жизнь была у этого человека, который в подлинном смысле, как об этом свидетельствуют даже его современники, вел ангельский образ жизни. Поэтому он пользовался невероятным народным почитанием. Все знали, что это живой пророк.

По повелению Божию, пророк Иоанн проповедует покаяние, говоря “покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное” (Мф. 3,2). В качестве своих пророческих полномочий он вносит последнее установление Ветхого завета, которое именуется “крещением покаяния”. Как ветхозаветный пророк он призывает весь народ стать участником этого покаяния. Десятки тысяч людей следовали к Пророку Иоанну, чтобы через покаяние и деятельное отображение этого покаяния – через крещение покаяния водою отмыться от грехов.

Действительно, по повелению Божию, крещение покаяния, установленное Пророком Иоанном, освобождало человека от совершенных им грехов. Но при этом Божественная миссия Пророка Иоанна заключалась в большем, чем то, что он установил. Он об этом все время говорил: “я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём” (Мф. 3,11).

Почему же он говорил о Некоем большем? Потому что он, Иоанн, не сама цель Божественная, а служитель Богу. И святой Пророк со смирением свидетельствует, что грядет Тот, у Которого “я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его” (см. Мк. 1,7). Он и не сравнивает Этого, большего себя, с собою, поскольку Тот, Кто за ним идет, несравнимо больше его, и имя этого большего – Господь ИисусХристос.

Обратите внимание, какое смирение этого человека перед Богом и перед людьми, какой пример для подражания он давал окружающим людям, какое правильное себяпоставление он имел перед очами Божиими. Это необычный образ для людей того времени. Но и для нас с вами это яркий образ всецелого служения человека Богу.

Мы обращаем внимание на то, что он напоминает нам о самом главном нравственном законе нашего с вами бытия. Этот нравственный закон состоит в том, что прощение не бывает без покаяния. Это относится к каждому из нас: если мы ожидаем от Бога прощения в грехах, то оно должно предваряться нашим покаянием. Без сердечного покаяния, которое не видно окружающим людям, а видно только нам и Богу, невозможно получить от Бога прощения грехов.

Как бы часто мы не были на Таинстве Исповеди, если мы приходим на это Богом установленное Таинство без внутреннего покаяния, без сокрушения сердечного, то мы не получаем действа этого Таинства. Бога не обманешь. Поэтому будем приступать к Таинству Покаяния и вообще к нашей религиозной жизни, которая заключается не только в хождении в храм и в участии в Таинствах, но и в нашем благочестии вне храма, с искренним сокрушением сердечным, будем прилагать покаяние к покаянию. Пусть наш образ жизни будет свидетельством нашего покаяния перед Богом. Но, совершая покаяние перед Богом, мы должны совершать наше покаяние и перед людьми.

Поэтому сегодня перед праздником Богоявления, перед праздником Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда мы будем прославлять события вхождения Господа нашего в воды Иордана, мы с вами получаем напоминание от Святой Церкви в лице Пророка Иоанна: “Покайтесь!”. Это относится ко всем нам: священникам, мирянам, всем людям, живущим на этой земле. Наша с вами жизнь должна быть покаянием.

Пусть Пророк и Предтеча Господень Иоанн, напоминающий нам сегодня об этом главном законе нашей нравственной жизни, для каждого из нас будет ярким напоминанием о том, что Господь рядом с нами, что Господь ждет от нас покаяния, стучится в двери нашего сердца, и наша задача со смирением и с послушанием Богу открыть Богу двери сердца, чтобы благодать Святого Духа вошла в него, освятила и привела нас в Царствие Небесное.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, перед Богоявлением