Обновления

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Святых отец

Главная > Проповеди > Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Святых отец

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, Святых отец, в Предпразднство Рождества Христова, в день памяти праведного Иоанна Кронштадтского

Храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского,

п.Верхнеднепровский, 2 января 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Господь строго настрого нас предупреждает словами, которые мы слышали из пятой главы Евангелия от Матфея: “кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном” (Мф., 5,19). Малейший, по толкованию святых отцов, означает “отверженный”, “недостойный”.

Поэтому, дорогие мои, этот закон духовной жизни, который Господь нам с вами поясняет, состоит в том, что наши пагубные слова, слова осуждения и злобы являются проявлением наших недобрых дел. Соответственно, наши дела свидетельствуют о том, какой образ мысли в нас и какие слова последуют из наших уст.

Поэтому во многом, дорогие мои, нас выдает то, что находится в нашем сердце. Если в глубине нашего сердца находится что-то недоброе, то и во всем нашем человеческом естестве проявляется это недоброе. И наоборот – если дела наши добры, то и мысли, и чувства наши соответствуют этому. Дела, мысли и слова наши неразрывно связаны друг с другом. Поэтому нам с вами легко давать оценку тому, что происходит с нами самими и с окружающими людьми: по словам, по делам и по тому образу мысли, который в нас есть.

Господь говорит о том высоком призвании, которое есть у каждого из нас. Он обращается этими евангельскими словами к ученикам, к народу и к нам, говоря: “так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф., 5,16).

Какая ответственность на каждом из нас – на священниках, на мирянах, на всех тех, кто себя считает чадом Божиим! Именно от того, каким светом мы освещаем окружающий мир, зависит то, как люди судят о нас самих и в целом о Церкви. К сожалению, мы часто бываем поводом не только для прославления Бога, но и к осуждению себя самих, к соблазну по отношению к Церкви. Поэтому, дорогие мои, все не закончится тем, что мы с вами помолимся сегодня на богослужении и выйдем из храма. Это лишь возможность для соборной молитвы и той благодатной помощи, которую Господь через Таинства Церковные преподаст нам. Но на этом наше христианство не должно завершаться. Оно должно продолжиться и там, за стенами храма, где мы должны явить собою пример добродетельной жизни.

Мы являемся проводниками света, исходящего через нас от Самого Бога, и должны ярко освещать путь жизни тех людей, которые вне храма, которые еще не просвещены Богом, которые нуждаются в нашей помощи и не могут посетить храмы Божии. Но благодаря тому, что мы можем посещать храмы, мы можем передать добрые слова, мы можем утешить окружающих людей, подать им руку помощи, Господь терпит нас на этой земле ради того, чтобы каждый здесь исполнил свою важную миссию. Иногда мы с вами пренебрегаем тем, чтобы сохранять свое здоровье, и тем самым не заботимся о том, чтобы это здоровье было у окружающих людей. Это тоже очень важный показатель. Поэтому наша с вами обычная человеческая дисциплина в ношении масок тоже является проявлением того, как мы относимся к себе и окружающимся людям, как мы сберегаем себя ради дела Божия и как заботимся о том, чтобы не явиться поводом и причиной заболевания другого человека.

Дорогие мои, все очень важно в нашей жизни и нет каких-то второстепенных, случайных, несущественных вещей. Все существенно в нашей жизни: наше отношение к самому себе и окружающим людям, к Церкви Божией и к тому высокому призванию, которое есть у каждого из нас – у священников, и у мирян.

Этому высокому призванию следовал ныне нами с вами чествуемый праведный Иоанн Кронштадтский, память которого мы с вами отмечаем. Он более 50 лет своей жизни посвятил напряженной пастырской деятельности. Только представьте: более 50 лет непрестанной молитвы, тяжких трудов в окружении десятков тысяч людей, бесконечные исповеди, ежедневные богослужения, помощь окружающим людям. Все это пример прежде всего для нас, священнослужителей, как нужно относиться к нашему священническому делу. Но это и повод для мирян, поскольку именно миряне как основа, сущность Церкви Божьей окружали этого великого угодника Божия. Миряне стремились к Богу, и отец Иоанн, как человек, любящий окружающих людей, всячески способствовал тому, чтобы через него благодать Божья действовала для каждого человека, обращающегося к Богу. Тот призыв к покаянию, который он адресовывал всем людям, приходящим к нему, как непременное условие для спасения человека, всегда в его время являлся духовной опорой для Русской Церкви и являлся непременным условием спасения в Боге окружающих людей. Тяжки были труды отца Иоанна и теперь мы поминаем его великий подвиг и прославляем его.

Отец Иоанн почил в 1908 году, являясь фактически нашим современником, просиявшим в XX веке. Но как много дел сделал он за свою пастырскую деятельность! Сколько людей он привел ко Христу, сколько людей покаялись в страшных, тяжких грехах благодаря его призыву к покаянию! Но это не бывает просто так. Это все достигается великим трудом, который мы вместе должны совершать – и священники, которые должны призывать к покаянию, и народ Божий, откликающийся на этот Божественный призыв. Поэтому невозможно нам порознь совершать дело спасения в Господе нашем. Об этом нам напоминает нам сегодня и святой апостол Павел в прочитанном нами фрагменте из четвертой главы Послания к евреям. Обратите внимание, как апостол призывает нас: “имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего (Евр., 4,14)”.

“Как не держаться такого славного исповедания, коего Начальник прошел небеса и был выше небес? – рассуждает на эти слова святой праведный Иоанн Кронштадский. – Начальники других вер были слабые, грешные люди: от земли они были, в земле и погреблись. А нашего исповедания Начальник – безгрешный Бог, преискренне приобщившийся плоти и крови человеческой и потому могущий сострадать немощам нашим. (Прав. Иоанн Кронштадтский Дневник. Том II. 1857-1858).

Что такое наше исповедание? Это деятельная вера, когда мы не на словах, а делом подтверждаем, что мы верующие в Бога, потому что сами дела об этом свидетельствуют. Это есть исповедание нашей веры.

Дорогие мои, будем придерживаться нашего деятельного исповедания веры в Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Будем твердыми, искренне верующими людьми. Будем усердными прихожанами, которые не  только в престольный и воскресный праздник, но и всегда бывают в храме Божием, поскольку это и есть их подлинное Отечество, это и есть Небо на земле. Правильно, когда мирянин считает свой храм и свой приход тем домом, где он духовно рождается, где он духовно укрепляется, живет полноценной духовной жизнью. Приход это и то последнее место, где прихожанин прощается с этим тленным миром, когда его гроб стоит в храме, и все прихожане, как самые близкие единокровные братья и сестры, прощаются с ним. Для нас храм Божий должен быть тем местом, где поверяются все наши чувства и мысли, тем главным местом в жизни, каким он являлся для праведного Иоанна Кронштадтского, который подает нам пример подлинной любви к Богу, к Церкви, пример своего неленостного христианского труда.

Поэтому, дорогие мои, будем искренними подражателями этому великому угоднику Божью. Будем искренне любить Бога, любить ближних, будем настоящими чадами Церкви! Будем молитвами друг за друга – священников за мирян, а мирян за священников, – через наше духовное взаимодействие, через любовь друг к другу, обретать спасение в Боге и являть пример подлинной Церкви Божьей. Пусть в этом нам духовно поможет великий угодник Божий – праведный Иоанн Кронштадтский, который ныне на Небе свидетельствует о нас, который с Неба через свои нетленные творения и наставления увещевает нас к покаянию, призывает нас быть верными чадами Церкви Божьей.

Пусть его молитвами и предстательством Господь хранит и поселок Верхнеднепровский, ведь храм в честь этого великого угодника Божия находится здесь, а значит он, праведный Иоанн, своим духом пребывает здесь и покрывает всех жителей от всякого зла, особенно тех, кто обращается к нему с молитвой. Поэтому будем непрестанными молитвенниками этому угоднику Божью. Ведь очень важно, чтобы в том населенном пункте, где находится храм в честь великого угодника Божия, наизусть знать молитвы, тропарь и кондак этому святому. Это обычная норма для нас с вами. Это естественный показатель почитания того или иного угодника Божия. Когда мы будем прилагать молитвы к молитве, усердие к усердию, тогда мы будем подражателями и верными чадами этого духовного наставника.

Его же молитвами, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Аминь.

Главная > Проповеди > Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Святых отец