Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю о Страшном суде

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю о Страшном суде

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю о Страшном суде

Свято-Успенский кафедральный собор,

г. Смоленск, 27 февраля 2022 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Двадцать пятая глава Евангелия от Матфея начинается с двух притч: с притчи о десяти девах – пяти разумных, мудрых, и пяти неразумных. Далее Господь повествует притчу о талантах, которые нам необходимо преумножать. Эта 25-я глава евангелиста Матфея завершается повествованием Господа о Своем Страшном суде. Вначале он говорил образно, условно, здесь же Он сообщает нам о том, как Он придет в Свое Второе, страшное для всех нас Пришествие и как будет судить нас с вами.

Если любую притчу мы можем толковать прообразовательно и отклоняться от буквального изъяснения того, что в ней содержится, хотя Святая Церковь ясно нам свидетельствует через Святых отцов как нужно толковать ту или иную притчу, – то в этом Божием повествовании не требуется что-либо растолковывать. Здесь все ясно. Ясно, что Господь, который взошел на Небо и сел одесную Отца, придет к нам. Он явится каждому человеку, живущему и жившему когда-то на этой земле. Все предстанут пред Ним: и живые, и мертвые. И Он, Сердцеведец и Творец всего мира и человека, очень легко отделит по правую и по левую сторону тех, кто делал добрые дела на этой земле, и тех, кто был духовно бесплоден.

Господь не говорит о тех, кто станет по правую сторону, что они когда-то не совершали зла и не говорит о тех, кто будет по левую сторону, что они когда-то не совершали добрые дела. Нет. Господь-Сердцеведец, наш Небесный Отец, знает нас так, как мы себя не знаем, потому что грешны забывчивостью; знает, каковы мы на самом деле, что мы скрываем в глубине своего сердца, какие деяния мы стыдимся вспоминать и говорить на исповеди священнику. На грядущем Страшном суде все наши самые сокровенные тайны будут очевидными: перед нами самими, перед всеми окружающими людьми, перед Богом и Его ангелами. И тогда не скроется ничего, что было в нашей жизни. Господь в притче произносит простой вопрос, который нам понятен: были ли мы добродетельны по отношению к окружающим нас людям? И те, кто по своему лукавству будут думать, что достаточно всего лишь несколько раз в жизни напоить жаждущего, одеть нагого и посетить находящихся в темнице и сказать, что я добродетельный, – будут не правы.

Речь идет о другом, дорогие мои. Речь идет о состоянии нашего сердца, о движении нашей души, о нашем расположении к окружающим людям. Ведь категории людей, о которых Сам Господь говорит, на самом деле имеют более широкий круг. Это все те люди, которые когда-либо нуждались или нуждаются в нашей помощи. Если мы даже не осознаем, что вокруг нас люди нуждаются, то это незнание не освобождает нас от ответственности. Мы, называющие себя последователями Христа Спасителя нашего, должны ясно это понимать, что всегда есть нуждающиеся люди, всегда есть голодные и ждущие того, чтобы мы помогли им в чем-то и посетили их в больнице или в темнице. И совершенно точно окружающие люди нуждаются в нашей сердечной молитве за них.

Поэтому, дорогие мои, нам трудно представить себя по руку правую от Господа, потому что мы так часто согрешаем, часто предаем Его. И предаем не прямо, а через наше недоброе отношение к окружающим людям. Если мы, как об этом Господь Сам говорит сегодня через евангелиста Матфея, в чем-то не проявляем доброту к тому или иному человеку, значит, мы предаем Христа, значит, мы недостойны того, чтобы наследовать уготованное нам Царство.

Поэтому, дорогие мои, в преддверии Великого поста, когда от нас особым образом требуется духовное трезвение, когда сама Церковь через свои богослужения и песнопения, рекомендации в отношении воздержания, постов и поклонов, настраивает нас на то, чтобы мы пришли к покаянию, чтобы мы перестали совершать тяжкие грехи, которые совершаем в нашей жизни, чтобы мы обратили внимание на окружающих людей, предлагая им руку нашей помощи, – Святая Церковь напоминает нам через прямую речь Господа и Творца нашего о том, что обязательно состоится в нашей с вами жизни. И для священников этот суд Божий будет страшный, и для мирян, и для всей Церкви это будет нелицеприятный суд Божий.

Поэтому, дорогие мои, будем использовать время нашей жизни, чтобы каяться перед Богом, исправлять свою нерадивую жизнь, совершать добрые дела, чтобы наше каменное сердце превратилось в сердце плотяное, жаждущее Бога. А это возможно только через наши слова молитв к Богу, через наши искренние, не напоказ, сердечные слезы, через заставление себя преодолевать собственную греховность, через ведение церковного образа жизни, ведь Христос – Глава Церкви. Через все это, соблюдая по мере сил, но укрепляясь Божией благодатью, мы будем способны и достойны услышать слова Господа и Спасителя нашего: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Мф. 25,34). Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю о Страшном суде