Обновления

Слово митрополита Исидора в День памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии

в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, 

День памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской 

6 февраля 2022 года

Г. Смоленск, храм святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Господь наш Иисус Христос Своим пришествием в мир принёс существенное изменение в его бытие – Он стал основанием нашего спасения, спасения для тех, кто верует в Него, кто через покаяние и купель пакибытия Крещения входит в будущее Царствие Небесное. Для тех Господь пришёл на землю и добровольно взошел на крест, умер на кресте, воскрес тридневно и вошёл на Небеса, чтобы сесть одесную Бога Отца. И это послушание Второй Ипостаси Святой Троицы – Божественного Логоса Господа нашего Иисуса Христа для нас с вами является назиданием того, как и мы должны проводить нашу жизнь. Господь примером Своей жизни на земле показал, как нам следует жить для того, чтобы спастись: ведь Он – Спаситель мира. А если Христос – Спаситель мира, значит и всё то, что было в Его словах, в Его поступках – спасительно для нас. Это всё запечатлено в Священном Писании, в Евангелии, в Посланиях святых апостолов. В самой жизни Церкви запечатлено всё то, что Господь совершил ради нашего спасения. И главным в этом деле стало то, что Он возглавил Свою Церковь и как Пастыреначальник Он ведёт всех верующих в Него ко спасению.

 Но Господь не обещал избавить мир от зла в одночасье, Он вообще не обещал уничтожить зло. Почему? Потому что тогда было бы необходимо уничтожить самого человека, как проводника этого зла. Но Господь пришёл не уничтожить, Он пришел спасти погибших.

 Сегодня в Евангельском чтении мы слышали, как Господь говорит о последних временах. И Его рассказ предваряется заключением о том, что великолепный ветхозаветный храм будет разрушен, и «не останется камня на камне» (Лк. 21, 6). Тогда люди, стоящие около Него, спросили: а как же это всё будет, какие наступят времена? И Господь сообщает о том, что мы с вами слышали сегодня в Евангельском чтении от Луки: «берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их» (Лк. 21, 8). Господь предупреждает о том, что будут раздоры, болезни и землетрясения (см. Лк. 21, 9-11). Но самое страшное, о чём мы слышали сегодня – это та вакханалия зла, которая будет действовать особенно сильно в последние времена.

 Зло не прекращало своё действие никогда за всю историю человечества. И видим это, обращаясь к подвигу тех, кто любил и любит Христа Спасителя. На них особенным образом отразилась вся ненависть мира к добру и правде. Свидетелями вакханалии зла стали новомученики и исповедники Церкви Русской и все те, кто в годину гонений пострадал за веру Христову. Сегодня мы вспоминаем этих людей. Наряду с тем, что они явились свидетелями человеческого зла, они одновременно явились и свидетелями торжества добра, потому что в их сердце добро победило, они оказались сильнее всего мира, пребывающего во зле и пытающегося уничтожить их. Но Господь предупредил своих учеников: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

 Этот завет относится ко всем нам, дорогие мои, потому что мы – такие же христиане. И мы должны быть способны подобно им отстаивать правду Божию, и мы должны своей жизнью свидетельствовать об истинности Евангелия, о соответствии нашем тому высокому христианскому званию, которое мы носим, получив в Таинстве Крещения и святого Миропомазания благодать Святого Духа. Мы владеем той силой, которой владели они – новомученики и исповедники. И этой силой является благодать Святого Духа. Нет никакого более мощного оружия в этом мире, нет ничего такого, что могло бы противодействовать благодати Божией – это самое сильное оружие, потому что это и есть Господь. И этим оружием укреплялись мученики, они были способны противостоять злу.

 Дорогие мои, спросим себя: а как мы ведём себя в нашей жизни? Ведь так иногда бывает, что нам стеснительно окружающим людям даже сообщить о том, что мы христиане, нам стыдно в общественном месте наложить на себя крестное знамение, нам стыдно сообщить о том, что мы являемся носителями традиции Церкви Христовой.

Очень скоро мы вступим в подготовительные недели перед Великим постом. А как мы будем проводить Богом установленный пост? Сможем ли мы соблюдать этот пост не столько даже телесно, потому что диавола не удивишь воздержанием от мясного и молочного, ведь он вообще ничего не ест, сколько душевно и духовно? Важно, прежде всего то, как мы ведём себя душевно, как мы духовно прозреваем в нашей жизни, насколько мы бодрствуем, заставляем ли мы себя преодолевать себя, свою греховность. Благословляем ли мы ненавидящих и обидящих нас так, как это делали новомученики и исповедники? Гонители на христиан, в том числе гонители на наших с вами соотечественников удивлялись той силе веры, той горячей всепобеждающей любви к Богу, которая была в их сердце. И никакие пытки, никакие страдания, никакие застенки, сам ГУЛАГ не смог сокрушить ту искреннюю веру в Бога, как твёрдое основание, потому что основанием веры является Сам Христос.

 Мы имеем возможность прочно стоять на этом основании, выстраивать всю нашу жизнь по кирпичику, прилагая добро к добру, тем самым создавая дом для того, чтобы Господь Сам вселился в него. В этом состоит христианский подвиг. И нерушимость нашего с вами личного духовного пространства будет тогда, когда мы его строим на этом твёрдом основании, на вере во Христа, когда мы стремимся к добродетельной жизни и, если падаем, как бы часто мы не падали во грехах, благодатью Божией и нашим стремлением встаём с колен греха и продолжаем совершать наш христианский подвиг.

 В этом, дорогие мои, наше исповедничество, ведь мы продолжатели дела новомучеников и исповедников Церкви Русской. Нам вручена Церковь, та Церковь, за которую они пострадали и пребывают сейчас в Царствии Небесном. И мы с вами призваны к тому, чтобы стать их соучастниками, мы способны к тому, чтобы быть гражданами Царствия Небесного. И пусть их подвиг, их горячая любовь к Богу, воодушевляют и нас к совершению нашего христианского подвига. Пусть их мучения, страдания за Христа, за веру, честность и правду нас утешают в те скорбные минуты, которые посещают нас, особенно сейчас, в дни болезней, когда мы теряем самых близких родственников, когда смерть и болезнь подкашивают нас.

 И если мы не болеем физически, то мы получаем раны душевные, психические. И вот для того, чтобы полностью не разрушить себя, мы должны обращать внимание мысленно и духовно на подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, понимая, что наши страдания, наши беды не настолько существенны и несравнимо меньше тех страданий и бед, которые испытывали они.

 Поэтому их молитвами, дорогие мои, их предстательством пусть Господь покроет нас Своей благодатью, сохранит Отечество наше, богохранимое воинство, власти наши, пусть каждого из нас новомученики и исповедники Церкви Русской ведут в Царствие Божие, указывая своим личным примером то, как мы должны поступать по отношению к Богу и окружающим людям, как мы должны подлинно любить Отечество, ведь добродетельная жизнь свидетельствует о нашей любви к Отечеству. Поэтому через наш христианский подвиг будем совершать и наш гражданский долг, и пусть их молитвами Господь защитит, простит и помилует всех нас.

Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…