Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 2-ю Великого поста, Григория Паламы

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 2-ю Великого поста, Григория Паламы

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы

Свято-Успенский кафедральный собор,

г.Смоленск, 20 марта 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Во второй Воскресный день Великого поста Святая Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, учителя Церкви, давшего точные формулировки действия на нас благодати Святого Духа.

В этот день неизменно читается святительское Евангелие о добром пастыре (Ин. 10,9-16). Мы с вами слышали слова Самого Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, который называл, называет и будет называть Себя добрым пастырем. Его слово, конечно же, обличало тех фарисеев и книжников, которые видели в Нем недостатки. Господь Своим Божественным словом убеждал всех людей в том, что Он и есть тот самый добрый пастырь, в котором так нуждается каждый человек.

Господь сообщает нам эти свойства доброго пастыря. Он говорит о том, что пришел, чтобы все получили жизнь вечную и, даже более того. Под руководством доброго пастыря всякий, как об этом говорит евангелист, может входить и выходить, и обрести пажить: “Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет” (Ин. 10, 9). По слову святителя Луки Крымского, “только входящие этой дверью с глубокой верой в Господа Иисуса Христа, с горячей любовью к Нему, с решимостью идти по пути, на который зовет Он, только те пажить обрящут, только те найдут все то, что необходимо им, как овцам необходима пажить. Только те найдут пажить в Царстве Божием – только они одни войдут во двор овчий. Запомните, что вам, овцам Христовым, один путь, одна дверь в Царство Божие. Эта дверь – Сам Господь наш Иисус Христос. Ни в какую больше дверь не входите, всегда чуждайтесь ограды чуждой, живите в ограде Христовой, в ограде Его любви, Его попечения. На Него все надейтесь – и войдете, и выйдете, и пажить обрящете” (Слово в день Обрезания Господня).

Это означает меру и совершенство свободы, которую дает добрый пастырь – Христос, и то благополучие – пажить, которое так нами ожидаемо в нашей жизни. Причем Господь противопоставляет эти благополучие и свободу той свободе и благополучию, которые, к сожалению, пытаемся обрести мы в этой мирской жизни. Божие богатство и Божие благополучие намного совершеннее, оно абсолютно.

Наше стремление обрести богатство, независимость и свободу не могут быть увенчаны этими результатами, поскольку мы ищем тленного, скоро приходящего, не благого. А Господь как добрый пастырь предлагает нам все самое совершенное и говорит: “Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня” (Ин. 10, 14). Это великое богатство, когда мы точно осознаем, что Господь знает каждого из нас, видит наши сердца, помышления и чувства. Он знает наши нужды, потому что Он – добрый, совершенный пастырь. Он – наш Небесный Отец, Творец, Промыслитель. Но Он – и мздовоздаятель, и грозный судия, который воздаст тем, кто не желает быть под Его руководством.

Господь в этом кратком слове о Себе говорит и о тех опасностях, которые ждут людей, желающих быть овцами доброго пастыря. Он предупреждает о злых волках и лжепастырях, которые не входят дверями, а перелазят, для того чтобы скрыть свое зло. Злые пастыри не пекутся о стаде: при виде опасности и грядущего волка они убегают, а волки, которые настигают стадо, расхищают и разгоняют овец. (Ин. 10, 11-13).

Дорогие мои, зададим себе вопрос: почему некоторые из нас уклоняются от того, чтобы быть водимыми этим добрым пастырем? Мы не желаем этого в силу нашего греховного повреждения, чтобы не было никакой упорядоченности в нашей жизни. Мы не желаем, чтобы о нас проявляли такую заботу, потому что она предполагает упорядоченность нашей жизни, где помимо прав есть и обязанности. Мы всячески избегаем обязанностей и делаем это, в первую очередь, в наших семьях. К сожалению, это проявляется и в нашей работе, и в нашем отношении вообще к людям и жизни. Мы все время стремимся облегчить свою участь, пытаемся сбросить с себя наш житейский крест. Тем самым мы уподобляемся как минимум тем овцам, которые не ждут доброго пастыря, а ждут того, кто не заботится об овцах.

Мнимая наша свобода, наша безответственность, отражаются, безусловно, на самых близких нам людях, на наших семьях, родственниках, сослуживцах, в целом на нашем обществе. Отсутствие общности в нашем социуме, которое мы наблюдаем, связано с тем, что мы безответственно относимся к своим обязанностям, не желаем быть водимыми Самим Пастыреначальником Христом Богом. Поэтому мы не испытываем нужды искать Бога, не желаем познать истину, не понимаем назначения Церкви, не видим себя среди церковной общины. Все это из-за того, что в нас коренится гордость, самомнение, нежелание работать над собой, пронизывающая нас леность, которые делают нас неспособными к познанию истины, ведь всякое познание чего-то высокого требует: самоотвержения и подвига.

Поэтому, дорогие мои, отнесемся очень серьезно к словам Спасителя нашего, обличим наше сердце в бездействии, в лености, в расслабленности, в желании безответственно проводить время нашей жизни. Если мы проявим сокрушение сердечное, если мы себе сообщим правду о нас самих, то мы увидим и просвет в том безответственном мраке, в котором мы живем.

Святитель Григорий Палама, учитель Церкви, еще в XIV веке сформулировал нам верное учение о воздействии на нас благодати Святого Духа. Он отверг неправое еретическое учение о Божественном свете о том, что Божественный свет, которым осветился Господь в день Преображения и который осиявал подвижников благочестия, есть ничто иное как тварный свет. Святитель Григорий Палама, опираясь на Божественное откровение и древних учителей и святителей Церкви, нам точно указал, что это свет нетварный, Божественный, это присутствие Бога, осиявающего тварный мир. Это подтверждение нерушимости единства, которое достигнуто в природе Господа нашего Иисуса Христа, Его богочеловечества. Это та свободная возможность Духа Святого, исходящего от Отца, через Сына воздействовать на нашу с вами человеческую природу. И Церковь Божия является носителем этой благодати, потому что она возглавляется Пастыреначальником Христом, потому что в ней действует Божественный Отец и Божественный Дух Святой. Именно действие Святой Троицы и является тем спасением, которое каждый обретает, становясь частью Церкви и ее неотъемлемой неразрывной частью.

Святой апостол Павел говорит о том, что Христос – Глава, а мы – члены. И если кто-то из нас страдает, то страдает все тело. Если кто-то из нас согрешает, а уж тем более, вносит ересь или раскол, то в этом страдание всей Церкви. Поэтому, дорогие мои, не будем преумножать тот грех, который пытается все время проникнуть в наше сердце. Будем бежать тех врагов, которые пытаются разогнать стадо Христово.

Этими врагами, как нам об этом говорят древние святые отцы, являются помыслы. Особенно во дни Великого поста обратим внимание на пагубность помыслов, которые как стрелы исходят от самого учителя зла – диавола. Будем стремиться внимательно наблюдать за собой, за нашим образом мыслей и чувств, за нашим поведением, чтобы не своими силами, а благодатью Божией отражать вражеские стрелы. Помыслы, проникая в нашу природу, и являются причиной всякого греха, совершаемого нами. Бывает различная стадия проникновения. Самое опасное, когда эти стрелы “прирождают” человеческую природу, когда они возбуждают в ней греховные действия. Но их можно отвергнуть на ранней стадии, когда они только приближаются к нашему естеству. И как важно, дорогие мои, чтобы это отражение помыслов как источников нашего греха проходило с помощью благодати Божией, которой совершенно преисполнена Церковь.

Благодать Божия привлекается нашей молитвой к Богу, нашими непрестанными взываниями к Нему. Привлечение Божией благодати достигается через очищение нашего сердца, через создание в нашем человеческом пространстве храма Божия. Об этом говорит святой апостол Павел: “Ведь храм Бога свят, а этот храм – вы! Разве каждый из нас не знает, мы храм Божий? И Дух Божий живет в нас” (1Кор. 3, 16).

Поэтому, дорогие мои, будем осознавать наше высокое призвание быть храмом Божиим! Будем осознавать, что нам дано все необходимое для нашего спасения – благодать Божия, которая делает нас абсолютно неуязвимыми тогда, когда мы проявляем к Богу совершенное непослушание, смирение и любовь. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что залогом нашего спасения является смиренномудрие, потому что “Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать” (Иак. 4, 6). Поэтому смиримся перед Богом, преклоним колена нашего сердца перед Ним, попросим о помощи и услышим голос Его, доброго пастыря, обращенный к каждому из нас: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко”. (Мф. 11, 28-30). Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 2-ю Великого поста, Григория Паламы