Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю о расслабленном

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю о расслабленном

храм в честь Архангела Михаила,

15 мая 2022 г., г.Смоленск

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе!

Милостью Божией мы с вами вступили в Неделю о расслабленном. Церковь неизменно предлагает нам в этот воскресный день евангельское чтение из пятой главы апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Ин. 5, 1-15). Оно свидетельствует нам об истории посещения Господом Овчей купели, где омывали овец, которых затем приносили в жертву Богу в древнем иерусалимском храме. (Ин. 5, 2).

Вокруг этой купальни находились тяжкобольные люди, которых никакие врачи и средства не были способны исцелить. По установлению Божию в определенное время Ангел Господень сходил на воды купальни и в то мгновение, как мы слышали у евангелиста Иоанна, когда первый человек после возмущения воды касался водного естества – он получал полное исцеление. Это чудо было хорошо известно иерусалимлянам и людям, приходящим во Святой град. Кто-то даже жил у Овчей купели, ожидая исцеления. Расслабленный человек, о котором повествует евангелист Иоанн, находился здесь 38 лет. По нашим меркам это почти вся жизнь. Но ему, очевидно, было не 38 лет, а намного больше лет и пришел он к купели уже в сознательном возрасте. Святые толкователи этого евангельского отрывка обращают наше внимание на слова Спасителя: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». (Ин. 5,14). Это, как они учат, указывает на то, что этот человек когда-то чем-то согрешил и в наказание за этот грех он был подвергнут болезни.

Но не все болезни, как говорят Святые отцы, являются следствием нашей с вами греховной жизни. Не все болезни имеют своим источником грех. Бывает так, что не наш с вами грех, а грех других людей становится причиной наших болезней. А бывает это и ради славы Божией, ради того, чтобы Господь прославился, как это было в отношении праведного Иова Многострадального – ветхозаветного праведника.

Мы видим больного человека, который взывает к подошедшему к нему Господу: «Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5,7). Из глубины веков мы слышим этот вопль расслабленного человека, вопль отчаяния от того, что часто люди, находящиеся в тяжком физическом состоянии и духовных болезнях, не имеют рядом того, кто бы по-дружески взял за руку и повел к Господу. Этот вопль слышен и в наше время, и в наши дни, поскольку так много не только физически и столько физически, а именно духовно немощных, расслабленных людей. Не бывает часто, к сожалению, возде таких больных, немощных и расслабленных людей человека, который подал бы им руку помощи и поддержки.

Пусть не удивляет нас то, как много духовно и телесно нездоровых людей в нашем обществе. Это связано не столько с отсутствием достаточного медицинского профессионализма и необходимых медицинских средств, сколько зачастую с нашим с вами безразличием. Сюда входит и безразличие врачей и медицинского персонала, и, к сожалению, безразличие родственников и окружающих людей, а также в целом общее отсутствие интереса нашего светского общества к нуждам и болезням окружающих людей.

Как часто, дорогие мои, мы слышим в средствах массовой информации и в общественной мысли какие-либо призывы к тому, чтобы пойти и помочь больному и расслабленному человеку? Нечасто. А те получасовые ежедневные передачи на центральном телевидении, которые переполнены чрезвычайным оптимизмом и легкими рекомендациями, на самом деле не являют нам всю глубину тех проблем, которые пребывают среди людей. Поверхностное отношение к болезням, а точнее, к боли человеческой, к сожалению, поразило наше общество. Мы можем смело говорить о том, что значительная часть нашего общества духовно расслаблена, духовно нездорова. И трудно найти человека, который проявил бы участие, не был бы безразличен к боли окружающих нас людей.

Господь призывает нас к тому, чтобы мы не были безразличны. Если мы с вами христиане, то мы должны быть не безразличны. Мы должны соучаствовать в боли окружающих нас людей, поскольку однажды Господь либо в наказание, либо в назидание, либо по каким-то иным причинам и нас может посетить болезнью. И мы, подобно окружающим людям, не будем иметь человека, протянувшего нам руку помощи.

Поэтому, дорогие мои, не будем проявлять безразличие к боли окружающих нас людей. Будем проявлять нашу деятельную любовь не на словах, а на делах, подтверждая то, что мы по-настоящему любим Бога лишь тогда, когда любим ближних. Как говорит в Соборном Послании святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4,20).

Сегодняшнее евангельское воскресное чтение, наполненное радостью о том, что Господь исцелил расслабленного недугом человека, в то же время полно предупреждений нам со стороны Господа. Он говорит расслабленному и всем нам: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5,14). Об этом также учит святитель Игнатий Брянчанинов, рассуждая над этими строками Евангелия: «Возвращение ко греху, навлекшему на нас гнев Божий, уврачеванному и прощенному Богом, служит причиною величайших бедствий, бедствий преимущественно вечных, загробных. Тридцать восемь лет томился расслабленный в недуге за грех свой. Наказание значительное! Но Господом возвещается еще большее наказание за возвращение ко греху. Что это за наказание, более тяжкое, нежели болезнь, державшая больного в течение целой жизни на одре, среди всех лишений? Не что иное, как вечная мука во аде, ожидающая всех некающихся и неисправимых грешников». (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь).

Поэтому будем помнить об этом, дорогие мои, будем ответственно нести наш с вами христианский крест, осознавая, что Господь – милующий и прощающий нас тогда, когда мы каемся пред Ним. Он может нас наказать, если мы не стремимся к покаянию, если мы не меняем греховный образ нашей жизни, если мы не служим Богу и ближним.

Пусть образ расслабленного и исцеленного человека будет для нас примером того, что всякое исцеление, всякую подлинную надежду на такое исцеление мы получаем только от Господа, в том числе и руками врачей, и заботой ближних людей, тем добрым словом, часто в котором мы так все нуждаемся. Вы знаете, что и слово может исцелить человека, как доброе отношение может подвигнуть человека к покаянию и к исцелению. Поэтому, дорогие мои, будем молить Бога о том, чтобы Господь дал нам любящее сердце. А чтобы благодать Божия вселилась в нас, нам необходимо наше сердце очистить от страстей, освободить от всего того лишнего, наносного, чуждого Богу, что мешает благодати проникнуть в наше сердце.

Пусть Господь молитвами святых благоверных князей Бориса и Глеба, память которых мы сегодня совершаем, одних из первых русских святых, засвидетельствовавших своей жизнью и своей мученической кончиной своей любовь к Богу и ближним, – простит и помилует нас, даст нам духовное и телесное исцеление, силу исполнять Его заповедь любви к Нему, нашему истинному Богу, и к ближнему нашему. Аминь.

Христос Воскресе!

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского…