Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора во вторник 2-й седмицы по Пасхе, в Радоницу, день поминовения усопших

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора во вторник 2-й седмицы по Пасхе, в Радоницу, день поминовения усопших

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
во вторник 2-й седмицы по Пасхе, в Радоницу, день поминовения усопших

Свято-Успенский кафедральный собор,

г. Смоленск, 3 мая 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры! Святой евангелист Иоанн Богослов, отрывок Евангелия которого мы слышали, повествует нам: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Святые отцы-толкователи Евангелия обращают наше внимание на то, что речь идёт о самом близком, самом ценном и сокровенном, что есть у Бога. Он мог бы послать ангела, и для нашего спасения, может быть, в какой-то степени, хватило бы и его явления. Но ведь нам являлись пророки и цари, возвещавшие о спасении… Господь мог бы послать одного из Своих Сыновей, если бы у Него их было много, но по свидетельству Самого Бога Отца, у Него Единственный Сын – Единородный. Словом «Единородный» возвещается всякому человеку о том, что у Бога Отца есть Единственный Сын. И Бог отдал самое дорогое ради спасения человека.

Пришествие в мир Спасителя было ознаменовано тем, что Он воспринял на Себя нашу с вами человеческую природу в полной мере, без греха. Это восприятие человеческой природы, повреждённой грехом, стало началом нашего спасения. Господь, нося в Себе, соединив в Себе нераздельно и неразлучно, и одновременно неслитно и неизменно, нашу человеческую природу, воипостазировал ее в природу Божественную, как об этом нас учат преподобный Максим Исповедник и Леонтий Византийский, точно изложившие нам это сокровенное учение о единении природ во Христе. И вот это единение природ во Христе – в Боге и одновременно в Человеке, стало для каждого из нас спасительным, потому что мы стали сотелесниками Христу, Богу нашему. И этим Господь повысил наше положение в тварном мире и мире нетварном. Ведь и ангелы тварны, но они не сподобились того, чтобы Господь стал им Сотелесником, а мы с вами – сотелесники Самому Богу. И это высокое звание даёт нам право надеяться на то, что Господь слышит нас, на то, что Господь помогает и спасает нас.

Помимо высокого звания, которое мы несём нашим человечеством во Христе, мы имеем и чрезвычайную ответственность перед Богом. Это ответственность за то, что Господь пришёл в мир ради нас человек и нашего ради спасения. И наше неследование за Богом означает противление Ему. Наше нежелание быть с Богом, разлука с Ним, по определению святых отцов, и есть адское состояние. Поэтому те из нас, кто испытывают богооставленность, кто не желают чувствовать в своём сердце духовном Бога, стремятся к аду. Это адское состояние испытывают также те, кто ушёл из жизни сей в жизнь вечную, но стремится к тому, чтобы не видеть Бога, потому что видение Бога обличает совесть человека, свидетельствует о правде. А если мы не стремимся к правде, значит, мы осознанно отвергаем Бога. Поэтому попытки заглушить голос нашей совести есть не что иное, как противление Богу, наше стремление приумножить страсти, которые гнездятся в нашем сердце, есть не что иное, как противодействие Ему.

Святая Церковь через Самого Бога, проповедовавшего Свое Благовестие спасения святым апостолам, а через них – и нам, а также через наставления апостольские и назидания святых отцов, являет точные указания к нашему спасению. Если мы не следуем этому Божественному повелению и указанию, если мы не слышим голос Церкви, значит, мы точно не желаем своего спасения, мы – противники Богу. И те из нас, кто стремится делать зло окружающим людям, являются противниками Господа, потому что ненавидящий человека, как об этом свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов в своих соборных посланиях, ненавидит и Самого Бога (см. 1 Ин. 4, 20).

Мы сегодня, на девятый день по Пасхе, по древней церковной традиции отмечаем поминовение усопших. И, как указывают святые угодники Божии, церковные писатели IV века, уже тогда, а может, и ранее, было установлено поминовение святых, поминовение усопших.

Поминовение усопших совершается не ранее девятого дня, потому что до этого времени полагалось ликовать по поводу Пасхи Господней, прославляя Христа Воскресшего и совоскрешающего нас для жизни вечной. И вот, на девятый день, мы все собираемся в храм, прежде всего – в храм, и уж потом – на кладбище, и, в третью очередь, за поминальные столы ради того, чтобы сделать добро усопшим сродникам. Невозможно себе представить, опираясь на опыт Церкви, опыт святых угодников Божиих, что пренебрежение поминовением человека в храме – на церковном богослужении: во время литии и панихиды, и, при этом, исполнение так называемых мирских обрядов поминовения, обильное употребление пищи за поминальным столом принесло бы пользу усопшему человеку. Только наше молитвенное предстояние перед Богом: сокрушение и покаяние, просьба к Богу, Который возглавляет Церковь, о том, чтобы Он помиловал наших сродников, близких и всех прежде усопших православных христиан, – только такое молитвенное поминовение является действенным.

Помимо этого, как говорят святые отцы, добрые дела и пожертвования ради памяти и спасения ближних также является действенной мерой для поминовения усопших сродников. Приношения, которые мы видим сегодня на столах – это и есть то самое пожертвование ради Бога, ради ближних, пожертвования на Церковь. Это пожертвование ради того, чтобы священнослужители и все служители храмов Божиих могли помянуть усопших православных христиан в своих молитвах, принести покаяние вместе с вами и укрепить свои телесные, духовные силы.

Древняя церковная традиция поминовения выстраивается именно так. И мы с вами должны не забывать о том, что прежде – молитва к Богу, молитва церковная, а потом – всё остальное.

Дорогие братья и сестры, сегодня Радоница, девятый день по празднованию светлого Христова Воскресения. Вспомним всех наших ближних и дальних сродников, вспомним всех православных христиан, ушедших из этой жизни за все времена. Вспомним ветхозаветных праведников и всех тех людей, которые любили Бога, служили Ему и ближним.

Сегодня, наряду с иными днями поминовения усопших, мы также вспоминаем воинов, защитников Отечества и всех тех безвинно убиенных, замученных, которые, к сожалению, убиваются и мучаются до сего дня. Мы искренне верим, что через церковную молитву, через наше доброделание, через поминовение нашими добрыми делами всех усопших сродников, Господь услышит голос своей Церкви, а Церковь – это мы с вами, духовенство и миряне. Этот совокупный голос любви к Богу через дерзновение веры, через крепкую надежду на Бога и Спасителя нашему, мы искренне верим, что Господь, пришедший в мир нас ради человек и нашего ради спасения, помянет тех, кто находится в нашем сердце, кто не смог помолиться в своей земной жизни, но ждёт молитв от нас здесь, в храме Божием, а храм Божий – это место селения Божия, это Небо на земле. Поэтому, пребывая в храме Божием, будем со всей ответственностью, со всей любовью к Богу возносить наши молитвы о ближних, надеясь на то, что Господь, сотворивший первого человека Адама и всё человечество, изведя всех желающих быть с Богом людей из ада в вечную жизнь, поможет и тем, кого мы с вами поминаем об упокоении, простит и помилует нас, упокоит всех ушедших из этой жизни людей. А мы будем искренне надеяться на то, что это происходит, потому что Господь Воскрес. Христос Воскресе!

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора во вторник 2-й седмицы по Пасхе, в Радоницу, день поминовения усопших