Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших

Свято-Успенский кафедральный собор

г.Смоленск, 17  июня 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, во 2-ю Неделю по Святой Пятидесятнице, Святая Церковь неизменно отмечает память Всех святых, в земле Русской просиявших. Говоря сегодня о многочисленном сонме русских святых, мы возводим наш ум в то место, в котором пребывают святые угодники Божии, и это место – Царствие Небесное. Безусловно, Царствие Небесное – это место вечной Божественной славы, место, где Господь восседает на своем Божественном престоле, херувимы окружают Его, славословят ангельские чины, но вместе с ангельским чинами Царствие Божие наполнено святыми угодниками Божиими. Совокупность Божественной славы и народа Божия с ангельскими чинами, прославляющими Небесного Царя – это и есть Царствие Небесное.

Сегодняшнее Евангельское чтение от Матфея (см. Мф. 4, 18-23) обращает наше внимание на то, что Его ученики занимались, прежде их призвания Господом ко служению, своими обычными, мирскими, делами. Евангелист Матфей употребляет слово, которое на славянском языке звучит как «тотчас». Когда Спаситель, видя учеников, которые были увлечены ловлей рыбы и занимались своими домашними делами, призвал: «…идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4, 19), то «…они тотчас, оставив сети, последовали за Ним»(Мф. 4, 20). Обратите внимание, они не пошли, как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст, к родным и близким, чтобы спросить разрешения, попрощаться с ними. Они не стали объяснять Господу, что у них ловля рыбы и им некогда, не стали делать ничего из того, что препятствовало бы им немедленно пойти за Спасителем. Вот как святые угодники Божии откликаются на Слово Божие. Мы с вами знаем, что «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28), то есть исполняющие это Слово Божие.

И мы с вами, дорогие мои, часто слышим Евангельское слово. Чем мы отличаемся от святых угодников Божиих? Пленяет ли нас Слово Божие? Готовы ли мы в тот же час, как слышим призыв Божий, произнесенный через Евангелие к тому, чтобы стать исполнителями Евангелия, как это делали ученики Христовы? Так делали и русские святые, и святые земли Смоленской, которых мы также сегодня, в сонме русских святых, прославляем. Этот немедленный отклик на призыв Божий отличает угодников Божиих от нас с вами.

Как об этом размышляет святитель Григорий Двоеслов: «Потому святые проповедники для того, чтобы совершенно любить ближних, старались ничего не любить в этом веке, ничего никогда не желать, ничего с пристрастием не иметь» (см. Святитель Григорий Двоеслов. Пред очами Божиими. Жертва Богу). Он также обращает внимание на то, что на самом деле не трудно приобрести величайший дар Царствия Небесного. Этот дар, на самом деле, является универсальным, поскольку его невозможно утерять чьими-то внешними силами. Царствие Божие как дар не крадом – его невозможно украсть никаким ворам, если только сам человек не откажется от него. Чем больше человек отказывается от внешнего, мирского, тем больше некрадомого он приобретает в сердце, разуме и душе своей – в этом закономерность духовной жизни. Чем больше мы отказываемся от греховного, мирского, тем больше мы приобретаем Божиего, относящегося к Царствию Небесному. Это испытано, дорогие мои, нашей с вами религиозностью, духовными опытами: когда мы стремимся следовать за Господом, нам сопутствуют дела.

Когда мы стремимся к Господу, в нашем сердце царит мир, и даже нерешаемые вещи, которые годами, десятилетиями, являются для нас тяжким грузом, чем-то невыполнимым, немедленно исполняются. Господь говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Всякий из нас на опыте своем знает, как это бывает. Но, несмотря на это знание, маленькие опыты нашей религиозной жизни, мы все равно стремимся погружаться в бушующее житейское море греха, наслаждений и удовольствий, к коим относятся власть, богатство, и даже семейное благополучие, к которому мы стремимся и всеми силами завоевать от мира, тоже дается нам нелегко.

Мы часто помышляем – Господь подождет нас, а то, что относится к религиозному, духовному, церковному – никуда не уйдет. Наступит время, мы отложим свои дела и тогда, может быть, будем тратить свое время на стяжание Царствия Небесного. При этом, дорогие мои, мы забываем о том, что жизнь вечная, духовная, может наступить самым внезапным образом, тогда, когда мы ее не ожидаем. Не обязательно долго лежать на больничной койке, подготавливаясь к этому. Так бывает в нашем греховном мире, что наша жизнь отнимается по чьей-то злой воле. И мы переступаем порог из временной жизнь в жизнь вечную, не подготовившись. Тогда у нас возникает вопрос, когда мы переходим в жизнь вечную – достойны ли мы Царствия Небесного? Пусть каждый из нас сейчас, в эти минуты задаст себе этот вопрос. Если мы недостойны Царствия Небесного, то самое время потрудиться ради того, чтобы приобрести это невероятное богатство, которое так легко может быть нами приобретаемо, ведь Господь дает нам его даром, делая нас причастниками жизни вечной. Лишь бы мы этого хотели, делали шаг навстречук Нему, к Богу. И тогда, когда мы удаляемся нашими грехами, нашими злыми поступками в отношении окружающих людей, мы обкрадываем себя, сами лишаем себя Небесного Царствия.

А святые угодники Божии, в том числе русские святые, заботились ежесекундно о том, чтобы не утерять Царствия Небесного, ведь святость – это состояние духа, когда человек всё время стремится к Богу. И когда в этом духовном движении человек останавливается, не стремится к Богу, вверх, то это называется его падением. Поэтому невозможна статика в духовной жизни, не бывает отдохновения в духовном мире, бывает только вечная работа ради Царствия Небесного. Вечная в нашем конечном смысле.

Потрудимся, дорогие мои, ради того, чтобы нашу короткую жизнь посвятить стяжанию Царствия Небесного. Будем подражать нашим великим угодникам Божиим, русским святым, которые заботились о том, чтобы не утерять благодать Божию, которую Господь однажды помещает в пространство нашего сердца. Будем стремиться к тому, что если мы падаем, то непременно вставали бы, ведь Господь даровал нам благодать прощения грехов через Таинство Покаяния, через Таинство Причащения Святых Тела и Крови Христовых, через молитвенное обращение к Богу, доброделание, прощение грехов и недостатков ближних людей. И через такую добродетельную жизнь мы вновь и вновь способны возвращать благодать в наше сердце.

Пусть отчаяние, нераскаянный грех, никогда не станут причиной нашей погибели. Пусть всегдашнее покаяние, сокрушение сердечное, смирение перед Богом и людьми, желание добра окружающим нас людям, будут теми основаниями, на которых Господь построит дом нашей духовной жизни. И это будет для нас Царствием Небесным здесь, в этой жизни, как в жизни святых угодников Божиих, у которых ещё на земле было Царствие Небесное, они уже были гражданами Неба.

Подражая нашим русским святым, нашим Смоленским угодникам Божиим, будем все вместе, соборно, ведь мы и являемся Церковью Божией, прощая грехи и недостатки, любя друг друга по-христиански, стяжать Царствие Небесное молитвами Всех святых, в земле Русской просиявших.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…