Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 5‑ю по Пятидесятнице

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 5‑ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 5‑ю по Пятидесятнице, день памяти страстотерпцев царя Николая II, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии и страстотерпца прав. Евгения врача (1918)

Свято-Успенский кафедральный собор,

г. Смоленск, 17 июля 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день, когда Русская Православная Церковь отмечает день памяти царственных страстотерпцев – царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, страстотерпца праведного Евгения врача и всех иных страстотерпцев и мучеников, которые пострадали в годы лихолетья, мы с вами слышим евангельское чтение, в котором Господь заповедует нам любить друг друга (Ин. 15, 17). В этой любви к друг другу нам открывается любовь к Богу. Господь предупреждает нас о том, что наша любовь к ближним и к Богу может встретить препятствия. Этим препятствием является то зло, которое распространяет дьявол, которое сеется среди людей. Господь указывает на признаки, которые являются проявлением зла: ненависть к друг другу, ненависть к пришедшему во плоти Иисусу Христу и ненависть к Самому Небесному Отцу. Всё это, безусловно, ведёт к смерти, а к жизни ведёт только любовь к Богу и к ближним.

Говоря о любви, святой апостол Павел в послании к Римлянам в 8-й главе напоминает о том, что ничто, если мы любим Бога и ближних, неспособно нас разлучить от этой любви: «… ни скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч…» (Рим. 8, 35). Но всё это бывает тогда, когда мы следуем воле Божией, когда мы согласно Промыслу Божию выстраиваем нашу жизнь. Но человек, который себя считает современным, благоразумным, выстраивает свою жизнь таким образом, чтобы она была полностью согласна с теми жизненными установками общества, во время которого человек живёт. Потому что человек стремится к успешности, к тому, чтобы прожить жизнь благополучно и обеспечить этим благополучием своих детей и внуков. Человек считает своим долгом первым делом изучить не только те законы, которыми руководствуется общество той или иной страны, где человек живёт, но и порядки, и традиции, и возможности, которые есть среди людей. Он использует эти возможности для того, чтобы приобрести успех, чтобы, может быть, стать знаменитым, принести какой-то плод своих трудов.

Это всё благие цели. Но они благи до тех пор, пока они не противоречат воле Божией, пока не начинают разрушать человека изнутри. Человек иногда даже не замечает, что ценности, которые заложены в нём, изменяются, потому что изменяется само общество. Речь идёт не только о тех политических конъюнктурах, которые так часто в человеческой истории меняются. Речь идёт о тех фундаментальных ценностях, к коим относятся семья, отношение к ближним, отношение к культуре, отношение к истории.

Мы с вами, жители XXIвека, свидетели тому, как ценности, которыми ещё совсем недавно руководствовалось наше общество в середине XX века и чуть позднее в некотором смысле, а где-то даже во многом, изменились. И те ценности и приоритеты, которыми жило общество в середине XX века, уже в 20-годах XXI-го века имеют иное прочтение. Человек взрослого поколения иногда бывает дезориентирован, так как не понимает, чем живёт общество, к чему оно стремится, что является личным и общественным идеалом. Человек взрослый иногда отмахивается от тех ценностей, которыми живёт современное общество, он замыкается в себе и стремится к тому, чтобы прожить свою личную жизнь, уже не следуя ничему.

Так или иначе, перед всяким человеком, взрослым или молодым, становится вопрос выбора: какой путь выбрать? Путь лёгкий, который приведёт к быстрому достижению цели и, может быть, цели не очень благой? Или путь трудный, может быть даже не приветствуемый обществом, который приведет к каким-то необъяснимым для человека неверующего целям духовным? Для всякого человека, ведущего религиозный образ жизни, всегда существуют эти вопросы: «Как выстроить свою жизнь, чем её наполнить?» Ведь так ясно для всякого человека, что лучше всего жить таким образом, как это навязывается внешними обстоятельствами. Поэтому в наше время легче украсть, легче обмануть, легче предать, поскольку это способствует быстрому достижению цели. И как трудно в наше время, дорогие, быть честным человеком, по совести выполнять то или иное поручение, которое вручено тебе людьми и Самим Богом. Как трудно следовать Истине! Как нелегко быть верующим человеком!

Сегодня, вспоминая царственных страстотерпцев, мы понимаем, что те же проблемы были и 100 лет назад – в 10-20-е годы XX-го столетия. Люди того времени стояли перед выбором, потому что общество менялось. Сама Церковь испытывала давление со стороны неверующего общества. Всё меньше и меньше людей становились верующими. Это относится не только к молодёжи, которая всегда находится в поисках своей юношеской правды и своих интересов. Речь идёт о людях взрослых. Именно тогда, в 10-20-е годы XX-го века, взрослое поколение, на плечах которых была судьба Отечества и судьба Церкви, оказалось неверующими людьми. Таковыми была русская интеллигенция того времени, таковыми были и мещане, и люди не очень богатые.

Почему на этом мы акцентируем внимание? Потому, что люди бедные, всегда в большей степени были склонны к религиозности, поскольку возлагали свои надежды на Господа. Среди самого простого народа, крестьянского люда, большинство было верующим. Но они не определяли судьбу Отечества, они не могли принимать самое активное участие в жизни общества. Революционные события и гражданские волнения 20-х и 30-х годов в нашем Отечестве – свидетельство в том числе и того, как верующий народ не принимал быстрые изменения в обществе и стране, был не согласен с тем, что отрицалась вера и нравственные принципы жизни. А те люди, кто принимал решения, кто мог возвысить свой голос, были не верующими.

Как это важно нам с вами ясно осознавать и почерпывать уроки истории для того, чтобы и в нашей жизни сегодня не повторить этих ошибок в нашем неверии! Обратите внимание, как большинство нашего старшего поколения не приходит в храмы Божии, не бывает примером для нравственного подражания своим детям и внукам. Какое безверие, какая безнравственность среди нынешней российской интеллигенции! Некуда взглянуть, чтобы почерпнуть пример у людей медийных. Стыдно даже, если вспомнить о ком-то из нынешних медиа успешных лиц в нашем обществе. Так что, во многом всё повторяется, дорогие мои.

Наша с вами задача, малого стада, состоит в том, чтобы нашей молитвой, примером нашей жизни удержать то зло, которое способно так быстро захватить нашу жизнь и даже целую страну. Как это произошло с нашей братской Украиной, когда зло буквально за 30 лет полностью изменило сознание людей, когда молодёжь уже не знает свою историю от слова совсем, когда люди даже старшего поколения ненавидят своих братьев во Христе, которые живут в России. Они ненавидят просто так, без всякого повода. Это очень серьёзная трагедия всякого общества, которое лишает себя христианских ценностей, которое не следует традициям. Есть очень хорошее выражение, которое часто повторяют историки: «если мы плюём в прошлое, то это выстреливает в будущем».

Поэтому, дорогие мои, мы хорошо с вами должны знать историю, не лениться открывать книги исторического содержания. Мы должны почерпать сведения из истории Церкви, которая является в подлинном, почти в единственном смысле хранительницей Правды Божией и, в том числе, правды исторической. Поэтому, узнавая историю Церкви, вы узнаете подлинную историю Отечества.

Мы должны помнить с вами, что нам не следует бояться того, если само общество в целом будет настроено против нас, против веры в Бога, потому что ничто не способно разлучить нас от любви Божией, даже сам меч, сама смерть – лишь бы нам следовать за Господом. Если мы будем следовать за Господом, то по нашему примеру и люди неверующие станут верующими, а люди безнравственные, не благочестивые обратят внимание на возможность благочестия. Обратите внимание, что в общественной жизни нет «религиозных пустот». Там, где нет православной веры, православных традиций, там эту пустоту занимают иные так называемые «религии», иные, не менее устойчивые религиозные традиции. Если мы, дорогие мои, не заполним пространство нашей общественной, личной жизни религиозной верой и нашими православными традициями, то по примеру Европы и иных стран, соседствующих с нами, это место займут традиции другие, другие религиозные общности.

Поэтому будем бояться за будущее нашей страны. Будем следовать примеру новомучеников и исповедников Церкви Русской. Будем подражать вере и подвигу наших царственных страстотерпцев, которые не убежали из нашей страны, и, неся свой крест, в полной мере понесли невзгоды, предательство и обман, которые царили в обществе не религиозном. Неся свой крест, каждый из нас пусть молитвенно взывает к святым царственным страстотерпцам и иным мученикам Церкви Русской и нашего Отечества, чтобы их молитвами, Божией благодатию Господь укрепил нас в нашем несении креста, в нашем следовании за Христом. Поскольку ничто – ни меч, ни болезнь, ни иные скорби и печали не способны нас разлучить от любви Божией, которая в вере нашей в Господа Иисуса Христа.

Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 5‑ю по Пятидесятнице