Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти святого преподобного Антония, Киево-Печерского, чудотворца, начальника всех русских монахов

Свято-Троицкий мужской монастырь, д. Болдино, 23 июля 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти святого преподобного Антония, Киево-Печерского, чудотворца, начальника всех русских монахов, Святая Церковь, как и на всякий день преподобного отца, предлагает нам апостольское чтение Послания святого апостола Павла к Галатам. В пятой главе этого Послания мы слышим, что апостол Павел прямо называет плоды духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал., 5, 22).

Святитель Иоанн Златоуст в своем слове на это апостольское Послание (толкование на группу стихов 5, 22-23) обращает наше внимание на то, святой апостол Павел различает плоды духа и дела плоти: «Почему же он (добрые дела) называет “плодом” духа? Так как злые дела происходят только от нас, поэтому он и называет их делами, между тем, добрые требуют не нашего только старания, но и человеколюбия Божия. Затем, перечисляя добрые дела, на первом месте поставляет корень их, говоря так: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22-23)» (см. Святитель Иоанн Златоуст. Гомилии на Послание к Галатам).

Обратите внимание: что такое дела плоти? Это наше с вами человеческое произволение. Это то, что производим мы своими деяниями, мыслями и чувствами. А у духа всё по-другому. У духа бывают духовные плоды. И поскольку это плод, он непременно требует духовного возрастания, ухаживания за собой, заботы и времени. Как всякий плод, который возникает в результате многих трудов, его необходимо вырастить с любовью, с самоотверженностью, с самоотдачей. Поэтому плоды духа отличаются от дел плоти.

Святой Апостол Павел обращает наше внимание на людей, которые плодоносят духовно, нет действий закона. Почему? Да потому, что человеку, который находится во власти и любви не требуется внешнее принуждение. Ему нет необходимости в том, чтобы кто-то воздействовал внешним образом на него, чтобы он плодоносил. Ведь истинное духовное плодоношение всегда исходит из сердца человеческого, является очень мощным внутренним мотиватором, который определяет весь ход наших мыслей, чувств и деяний. А дела плоти – это, как правило, внешнее принуждение. Это наша подверженность греховной жизни, это наше самообольщение и увлечение чем-то греховным, внешним, под воздействием которого мы принимаем те или иные решения, и в нас возникают внешние мысли и чувства по отношению Богом данному нам естеству.

Дорогие мои, будем же внимательным образом относиться к тому, чтобы не дела плоти, а плоды духа господствовали в нашей жизни. Чтобы именно дух захватил наше сердце.

Святитель Иоанн Златоуст, со свойственной ему образностью, ясно указывает: «В самом деле, чему можно научить того, кто сам в себе имеет все, и у кого совершеннейшим учителем мудрости служит любовь? Как кроткие кони, и сами по себе делающие все, не имеют нужды в биче, так и душа, преуспевающая в добродетели действием духа, не имеет нужды в предписаниях закона. Итак, (апостол) и здесь с удивительною мудростью отверг закон, не потому, чтобы он был худ, но потому, что он ниже премудрости, даруемой Духом» (см. Святитель Иоанн Златоуст. Там же). Иными словами, нет необходимости управлять конями, когда они умело совершают свое дело – этого не требуется, поскольку это предполагает закон. А внутреннее действие благодати Духа Святого в нашем сердце указывает правильный путь к принятию нашего решения.

Поэтому, дорогие мои, будем подражать святому преподобному Антонию, Киево-Печерскому, чудотворцу, начальнику всех русских монахов. Будем подражать нашим великим Смоленским угодникам Божиим: преподобному Герасиму Болдинскому, преподобному Аркадию Вяземскому, в том, как духовно плодоносить и быть руководимым Духом, а не плотью, чтобы их молитвами, их предстательством и нам совершать правильный путь нашей жизни.

Святой апостол Павел в Послании к Галатам (см. Гал. 5, 23 – 6, 1-2) указывает нам, чтобы мы не раздражались и не завидовали друг другу. А если человек впадет в некое прегрешение, чтобы мы духом кротости наставляли этого человека ко спасению. И если мы будем носить тяготы друг друга то, тем самым, исполним закон Христов.

Аминь!

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов