Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор

г.Смоленск, 17  июня 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! В 6-й главе Евангелия от Матфея Господь нам говорит о том, как мы должны выстраивать нашу жизнь, которая, как правило, выстраивается таким образом, что люди усердные, добросовестные прилагают много трудов для того, чтобы обеспечить себя, окружающих людей, свою семью, озаботиться не только о дне сегодняшнем, но и дне завтрашнем. Не только близкие люди, но и люди дальние так видят такого человека, воздают ему почести, хвалят за то, что он много трудится.

А бывает так, что человек ничего не делает или присваивает чужие средства, выстраивает своё благополучие через воровство, обман, ложь, неправду. Глядя на такого человека, можно лишь посочувствовать ему, потому что вся его жизнь построена на лжи и неправде, на зле. И в жизни такого человека бывают несчастья.

Но Господь сегодня нам говорит о Промысле Божием, который заключается в Его словах: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6, 31-32). Невозможно человеку здравомыслящему, услышав эти слова, буквально воспринять их, но слово Божие, хотя и звучит буквально, требует нашего правильного осмысления. Поэтому святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, ещё в XIV веке толкуя это место Священного Писания указывает нам: «Не от труда удерживает, но отстраняет от заботы, перенесши надежду на Бога, чтобы наш труд не был бы безнадежным или чтобы при труде наша надежда не имела бы неправильной ориентации» (Святитель Григорий Палама, «Омилия 26, произнесенная во время жатвы»).

Господь говорит, чтобы мы полагали нашу надежду не на земном, а на небесном. Об этомпишет святитель Григорий Палама говоря, что в самом устроении человека Господь предусмотрел это: «Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся», непрестанно думая об этом и когда выдуман повод, то как бы имеющие извинение для этого, мы (всею) душою погружаемся в это и опускаемся, и не допускаем себе воззреть на небо. По этой причине Бог таким образом устроил наше естество, чтобы при теле не неподвижном, но могущем двигаться и передвигаться и делать все то, в чем оказалось бы нужда, дух мог бы быть занят другим: так чтобы телом мы бы действовали свойственное ему, а душою взирая к Богу, искали у Него небесных благ» (Святитель Григорий Палама, «Омилия 26, произнесенная во время жатвы»).

Обратите внимание на первые главы книги Бытия, где Господь повелел Адаму трудиться: «…со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 17-19). В этом труде и состоит созидание человеческой личности.А труд может быть различным: не только физическим и интеллектуальным, а в самом широком смысле — творческим.

Господь, как на это указывает святитель Палама, говорит о том, чтобы мы трудились как это полагается, но надежду нашу полагали на Бога, ведь и тело, и душа таким образом у нас устроены Богом, что мы физически и умственно можем работать на нашем поприще, а духовно и душевно обращать наши очи на Бога, как это делали святые угодники Божии.

Обратите внимание, сколько трудов полагалось святыми угодниками Божиими, как много они совершили добрых дел, принесли много плодов за короткую свою жизнь.Это не только строительство монастырей, храмов, возделывание огородов, но многие труды в различных поприщах человеческих, которые не может отразить житие святого. И эти многие труды были достигнуты благодаря тому, что душой и духом, сердцем своим человек взирал на Бога, а физически и душевно, телесно трудился так, как это полагается.

Дорогие мои, пусть никто себя не оправдывает тем, что невозможно прокормиться, не трудившись в огороде первую половину воскресного дня. Как правило такой урожай не бывает обильным, поскольку он делается не с благословения Божиего, так как всякий из нас в это время должен возносить свои молитвы к Богу, если не в храме, то дома или в больнице, на том месте послушания, где человек пребывает в это время. Везде человек должен взирать на Бога, прося Его укрепить немощные человеческие силы, исправить пути жизни, Промысл направить ко благу, вразумить, укрепить, освятить, исцелить. И только с такими просьбами наши физические, интеллектуальные труды бывают благоуспешными.

Далее Господь говорит нам в этом Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Обратим внимание, дорогие мои, что мы с вами невнимательные чтецы Священного Писания. Господь не говорит, что Царствие Божие уже дано нам и ничего не надо делать – «ищите прежде». Как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Потому Спаситель и сказал: «ищите же прежде Царства Божиего, и это все приложится вам». И не сказал: даны будут, но – приложатся, чтобы ты знал, что настоящие блага ничего не значат в сравнении с величием будущих. Потому-то Он и не повелевает просить настоящих благ, но просить иных благ, и надеяться, что и те присоединятся к этим. Итак, ищи благ будущих – и получишь настоящие; не ищи видимых – и непременно получишь их» (Святитель Иоанн Златоуст. «Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 22-я»).

В этой первостепенности поиска Царствия Божиего должна быть заключена жизнь каждого из нас. Оно не бывает просто так в нашем сердце. Его нужно найти, потрудиться ради Бога, сделать себя достойными того, чтобы принять Царствие Божие в свое сердце и уже здесь вкусить плодов Царствия Небесного, а вкусить их можно только благодатью Пресвятого Духа. Благодать Пресвятого Духа находится в Богом возглавляемой Церкви, в которой Он подает каждому желающему человеку Свои Божественные Тайны. Таинство Исповеди, когда Господь очищает пространство нашего сердца и делает его достойным вхождения в него благодати Божией, Таинство Причащения, когда Сам Господь духовно, телесно входит в нашу человеческую природу, тождественную Его, Богочеловеческой природе, и иные Таинства, Богом установленные и все действия, которые через Господа установлены святыми отцами.

Так что сама жизнь являет собой благодатное Небо на земле. И нам ли не искать такого Царствия Небесного, желать того, чтобы вкусить уже здесь, на земле плод Божественной любви, который Он принес Своим Богочеловеческим подвигом? О том, что касается жизни нашей, Господь говорит: «все приложится вам», так как Господь знает нашу потребность. Он не говорит: «дано будет вам», ведь то, что легко дается, легко нами теряется, отмечает в своем толковании святитель Григорий Богослов, а «приложится», то есть будет сопровождать нашу жизнь в той степени, насколько это полезно.

Поэтому, дорогие мои, будем все вместе выстраивать правильные приоритеты в нашей жизни: сначала духовные, потом телесные. И через эту правильную гармонию, ценностный ряд, у нас все будет на правильном месте: в нашем уме, пространстве личной жизни, семьях и нашем Отечестве. Сначала Божие, то есть то, что относится к любви к Богу, любви к человеку, а потом и то, что нам необходимо на потребу. Если бы каждый из нас, деятелей нашего богоспасаемого Отечества стремился, трудился к тому, чтобы выстроить эти правильные приоритеты, то жизнь шла бы у нас по-другому. Не было бы такого тотального казнокрадства, небрежения к трудам учителей, педагогов, к трудам людей силового блока. Каждый бы понимал, что по совести, по закону Божиему необходимо совершать свой жизненный путь в семье, на работе и в храме, нам, священнослужителям.

Поэтому, дорогие мои, будем искать Царства Божия, просить Бога о том, чтобы Господь укрепил нашу веру. А сегодня в послании к Римлянам слышали, что мы имеем способность хвалиться в Боге нашей верой, ведь вера открыла в нас любовь, которую Господь принес в нашу жизнь и мы имеем не крадомую надежду на жизнь вечную (см. Рим. 5, 1-10). Мы не только этой надеждой на вечные блага можем хвалиться, как об этом говорит в послании к Римлянам святой апостол Павел, но и скорбями нашими, ведь скорби дают нам возможность к терпению. Терпение вызывает в нас «искусство» по-славянски, как мы слышали, по-русски «опытность», а «опытность» рождает надежду, которая не может быть посрамлена, потому эта надежда укрепляется любовью Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего ради нас, воскресшего ради нас и пославшего нам Духа Святого Бога, Который вместе с нами во веки. Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…