Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 4-ю по Пятидесятнице 

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского в микрорайоне Соловьиная роща г. Смоленска 

10 июля 2022 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышим Евангелие об исцелении слуги сотника – офицера, у которого подчиненный был болен расслаблением и лежал в его доме (Мф. 8,5-13). Господь, входя в Капернаум, встречает этого офицера, который обращается ко Господу с просьбой исцелить своего подчиненного. Самого Господа удивляет сила веры этого сотника, потому что он говорит: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8,8-9). И Господь приходит в дом сотника, где находился этот, как говорит Евангелие, расслабленный отрок.

Блаженный Иероним Стридонский обращает наше внимание на это евангельское чтение, указывая, что Господа удивили три добродетели сотника: его вера, смирение и благоразумие:

«Мы не должны предполагать в Господе тщеславия: Он обещает сейчас же пойти и исцелить отрока, потому что видит веру, смирение и благоразумие сотника. Веру, — в том, что он из числа язычников веровал в возможность исцеления Спасителем расслабленного. Смирение, — в том, что он считал себя недостойным того, чтобы Господь вошел под кровлю его. Благоразумие, — в том, что он под телесной оболочкой усмотрел скрывающееся Божество, ибо знал, что ему поможет не то, что было видимо даже и неверующими, а то, что скрывалось внутри. Это благоразумие побуждает его говорить еще и следующее, — Ибо и я человек [или с прибавлением: поставленный] под властью, имеющий под собою воинов: и говорю этому: «иди», и он идет; и говорю тому: «приходи», и он приходит, а рабу своему: «делай», и он делает — чем он хочет показать, что и Господь также не только Своим телесным присутствием, но и через служение Ангелов может исполнить то, что захочет». (Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея).

Блаженный Иероним обращает наше внимание на то, что и нам с вами для того, чтобы в нашей жизни происходило явление Божие, Божии чудеса и знамения необходимы эти три составляющие: вера, смирение и благоразумие. Это касается всех сторон нашей жизни – не только нашего подвига христианского и стяжания добродетели. Это касается и обычных наших мирских дел, ведь везде в этих делах требуется и вера наша в Бога, и наше смирение перед Богом и смиренное отношение к людям. Непременно с верой и смирением должно присутствовать благоразумие – способность духовной рассудительности, способность «семь раз отмерить и один раз отрезать», которая очень важна в любых наших, даже в самых мелких, мирских решениях.

Поэтому дорогие мои, будем благоразумны перед Богом. Будем у этого язычника сотника, который не был иудеем, а был служителем Римской власти, учиться его человеческой мудрости. Ведь часто нам с вами помогает и обычная человеческая мудрость в наших делах, если она сопряжена с благоразумием. А если наша мирская мудрость еще увенчана верой и смирением – так цены нет такому отношению к Богу и к делу.

Сегодня в послании к Римлянам святой апостол Павел нас призывает, чтобы мы перестали быть рабами греха, то есть дьявола, а стали рабами Божиими. Чтобы мы подчинили себя во всём, во всех самых потаенных уголках нашей души и нашей жизни – Богу, все в нашей жизни вручили Ему. А через приношение Богу послушания, веры и смирения, через благоразумное отношение к своей жизни, мы бы стали с вами рабами Божиими.

Глядя на подвиг и на качества этого доброго человека – сотника, который заботится о своем подчиненном так,что и в дом свой положил его ради исцеления, будем способными и мы всегда проявлять доброту, постараемся стяжать смирение, веру искреннюю в Бога и благоразумие в нашей жизни.

Аминь.

 

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…