Обновления

Слово митрополита Исидора в праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня

Свято-Успенский кафедральный собор,

г.Смоленск, 14 августа 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в этот воскресный день святая Церковь отмечает изнесение Четных древ Животворящего Креста Господа нашего Иисуса Христа в подражание тому событию, которое происходило в Константинополе, когда износили часть древа Господня из царской ризницы, для того чтобы народ в начале Успенского поста мог духовно укрепиться и ради того, чтобы прекратились болезни, моры и глады. Святая Церковь в этот богослужебный день предлагает нам евангельское чтение, в котором мы осмысляем событие, когда Господь, оставшись на берегу с народом, понудил учеников отплыть на лодке по Галилейскому озеру. Мы слышали, что ученики послушались Господа и отплыли, не понимая, почему им Господь дал такое задание (Мф. 14, 22-31). Когда они были на середине озера, наступил вечер и приближилась ночь, поднялся сильный ветер и начался шторм. На Галилейском озере, хотя оно и небольшое шторм не редкость. Ученики чувствовали опасность для своей жизни, но среди темноты в состоянии боязни, когда и буря, и шум, и вода, и волны, и ветер, — они увидели идущего по воде Спасителя. Они подумали, что это призрак. Но это был Сам Господь, Который завершил все положенное Им по наставлению народа, бывшего на берегу.

Господь возвращался к ученикам по водам, и Пётр, видя Господа, спросив Его разрешения, ринулся навстречу к Нему в воду. Христос, видя дерзновение Петра, разрешил ему идти по воде. Апостол Петр шел по воде как по поверхности, но шум ветра и волны на мгновение отвлекли его от веры в Господа и Петр начал утопать. Но милостью Божией это потопление было рядом со Спасителем, так что Господь протянул ему руку и укорил Петра: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф., 14, 31).

Святитель Николай Сербский оставил нам следующее поучение на это евангельское чтение :«Разве три отрока в огненной пещи Вавилонской, не усомнившись, не спаслись верою? И прозорливый Даниил во рве львином? И блаженный Иов в язвах на гноище? И тысячи и тысячи других, коих гонители подвергали величайшим мукам за веру Христову, – разве они усомнились? Зачем же ты усомнился? Но Господь много раз подавал тебе нечаянное спасение невидимою рукою Своею, даже когда ты не уповал на Него. И потому хотя бы теперь вспомни о благодеяниях Божиих, и покайся в своем маловерии, и укрепись в вере, и с этого дня во всякой опасности прославляй и призывай имя Господне – и спасешься. Прославь Бога среди опасностей, а не тогда, когда они уже миновали. Но не отчаивайся и в том случае, если ты проявил маловерие. И Петр был маловерен, однако со временем утвердился в вере и сделался в истине крепким, как камень. И Фома был маловерен, но Господь умножил в нем веру. И многие величайшие святые были сперва маловерны, а затем стали постоянны и тверды в вере Христовой. Послушай, что говорит блаженный Давид: «На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек. Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых» (Пс. 55, 12-14). Так говорит истинно верующий, на примере собственной жизни познавший, что у него и волосы на голове все Богом сочтены и что ни одна из малых птиц – а тем более человек – не упадет на землю без воли Божией. (Святитель Николай Сербский. Беседы на Евангелие).

Это евангельское чтение для нас чрезвычайно назидательно, поскольку Галилейское море и путь учеников означает ничто иное, как путь нашей с вами жизни. Господь в начале нашей жизни благословляет нас отправиться в путь, и мы даже не понимаем, зачем Господь понуждает нас идти по этому неизвестному пути. Но при этом Господь убеждает нас в том, что Он всегда рядом с нами, что всегда слышит наши молитвы. Мы, подобно ученикам, плывем по волнам житейского моря, испытываем страх, ощущаем неопределенность в нашей жизни. Но горе тому человеку, дорогие мои, который не осознает в своей жизни присутствие Божие. Горе тому человеку, который не ищет среди этой бури образ Христа. Несчастен тот человек, который не обретает Господа в своем сердце и в своей жизни, потому что он обречен на потопление, подобно тому, как Петр, всего лишь на мгновение усомнившись, начал утопать.

А сколько таких мгновений в нашей жизни, дорогие мои, когда мы не то что бы отвлекаемся от Господа, а не верим в Него, не желаем Его видеть, не призываем Его святое имя, чтобы помочь нам. И происходит из-за нашей слепоты незаметное подтопление всей нашей жизни. Мы гибнем, захлебываемся в воде житейского моря и не понимаем, что с нами происходит. В этой духовной слепоте мы проводим всю жизнь и умираем, будучи не напутствованные Божием благословением. Тем самым происходит гибель не только нашего тела, но и нашей души. Подсекается наша вечная с Богом жизнь — мы становимся отчужденными от Бога. Но прежде всего мы бываем осуждены от самих себя, потому что не желали видеть Господа и не желаем Его видеть в жизни вечной.

Не это ли, дорогие мои, трагедия человеческой жизни? Для того, чтобы мы с вами избегали подобных трагедий, мы должны искать всегда в нашей жизни Бога, особенно тогда, когда житейские волны высоко поднимаются над лодкой нашей жизни, когда все окружающее нас пытается нас разрушить. Это относится и к современной культуре, к тем общественным, так называемым, ценностям, которые разрушают нашу жизнь извне и стремятся ее разрушить изнутри. Они зачастую стремятся разрушить наши семьи, сделать так, чтобы мать и отец жили раздельно, чтобы дети оставались сиротами, чтобы родители были несчастны, чтобы старики не ощущали любовь своих детей. Все в нашей мирской жизни, в нашей культуре, к сожалению, служит к разобщению, а не к объединению. Только Господь способен объединить нас. И если человек противится Ему, то Господь силой обстоятельств, невзгод и войн будет вершить Свое дело Правды.

Ничто так не способно сплотить нас, как сила Божия, как Его действие благодати Святого Духа. Тогда, когда мы нуждаемся в помощи и даже когда ее не осознаем – Господь простирает нам Свою руку. Он простирает нам руку не потому, что мы этого достойны, а потому что мы бываем часто неразумны. Господь в надежде на наше покаяние, в надежде на нашу любовь и подвиг перед Ним и перед людьми простирает нам Свою руку помощи.

Так бывает, что когда Он это делает, мы остаемся неблагодарны. Мы остаемся неблагодарными, дорогие мои, когда в нашей жизни бывает счастье: рождение детей, благословение на брак детей и внуков или иные успехи. Но при этом мы не благодарим Господа и тем самым оскорбляем Его любовь по отношению к нам. Наша неблагодарность бумерангом бьет по нам самим. Когда мы бываем неблагодарны Богу и ближним, особенно нашим родителям, то бывает так, что и наши дети бывают неблагодарны по отношению к нам, родителям. Бывает так, что и наши внуки растут в безбожии и не подают пример для подражания. Это является еще, помимо нашей личной, и нашей семейной трагедией. А сколько таких трагедий в нашем обществе? Сколько несчастий, сколько предательств, обманов, убийств бывает среди нас? Не счесть.

Поэтому, дорогие мои, взирая на Петра утопавшего, но спасенного Господом, будем стремиться к тому, чтобы всегда искать Бога в нашей жизни, искать Его прежде всего в храме Божием, Им учрежденном, искать Бога среди ближних, особенно среди тех, кто нуждается в нашей помощи, искать Бога там, где несправедливость, но, где мы способны проявить любовь и заботу.

Сегодня в день, когда Святая Церковь изнесла Честный и Животворящий Крест Господень, будем взирать на символ нашего спасения – Честный и Животворящий Крест Господень, поскольку именно Крестом Господь даровал нам спасение. Господь Своей победой жизни над смертью указал нам, что и каждый из нас должен нести свой житейский крест, нести его достойно, самоотверженно, пусть и падая, но вставая, прося Бога о том, чтоб Он подал силы в несении ьличного креста. Когда мы водрузим наш личный крест на самих себя, когда мы призовем имя Господне, тогда Господь подобно Петру подаст нам руку помощи.

Пусть в эти начавшиеся дни строгого Успенского поста Господь оградит нас силою Честнаго и Животворящего Креста. Пусть Господь молитвами Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, Ее Честным Покровом, молитвами святых угодников Божиих поможет нам не только провести достойно эти дни Успенского поста до праздника Успения Пресвятой Богородицы, но и пройти достойно по жизни нашей, совершая наше служение Богу и ближним, исполняя заповеди и проявляя любовь к Богу и ближним.

Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…