Обновления

Слово митрополита Исидора в праздник Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в праздник Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в праздник Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь,

г. Смоленск, 19 августа 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!

Святые евангелисты и святой апостол Петр сообщают нам о событии Преображения Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор. Известный проповедник XIX века протоиерей Иоанн Бухарев в толковании этого евангельского отрывка на основании святоотеческих указаний задает простой вопрос для нашего обыденного сознания: «Для чего преобразился Господь? Причина, по которой Иисус Христос преобразился, следующая. Он преобразился и для того, чтобы показать Своим Апостолам, что Он есть Сын Божий, сошедший с неба для спасения людей, и что Он, хотя и будет страдать и умрет, (…) но, как Бог, может воскреснуть. (…) С другой стороны, при преображении Иисус Христос показал ту славу, которая ожидает учеников Его на небе. В этом представлен образ райского блаженства праведников» (Протоиерей Иоанн Бухарев. Толкование на Евангелие от Луки).

Преподобный Максим Исповедник, древний учитель Церкви, изъяснивший в своих творениях очень подробно учение Церкви о природе Господа нашего Иисуса Христа и о назначении человека, свидетельствует нам, что само Преображение является событием восхождения человеческого рода к богословию и ничто иное, как богословие, есть то, что произошло на горе Фавор.
Этим богословием является Божественный голос Отца, свидетельствующего: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35). Это обращение Небесного Отца не только к святым ученикам, но и ко всем нам, чтобы мы всегда слышали голос Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа. Это и явление нетварного света, который осиявал всю богочеловеческую природу Спасителя. Это и стоящие пророки Моисей и Илия, рабски преклонившие свои головы перед Спасителем, Богом и Творцом своим. Это и ученики, которые в смущении и непонимании того, что происходит, не знают, что им делать в этот момент. Это и взыскующий голос Петра, который неуместно говорит Спасителю: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии,- не зная, что́ говорил» (Лк. 9, 33). И эта несуразность Петра – свидетельство нашей с вами не просвещенной благодатью Божией человеческой природы. Когда человеческая природа не получает Божественного просвещения, тогда наша человеческая природа бывает слепа не только перед Божественным явлением, но и по отношению к самой себе.
Именно поэтому, дорогие мои, многие святые отцы настаивают на том, что наша с вами греховная жизнь есть не что иное, как духовная слепота. Если бы мы с вами были духовно просвещены, если бы мы духовным зрением видели окружающий нас ангельский мир и были способны видеть самих себя со стороны и строго оценивали свое поведение, мысли и чувства, если бы мы знали, как об этом говорит святитель Григорий Нисский, высочайшее назначение человеческой природы, которое состоит в обожении, то мы бы с вами так не согрешали, как мы с вами согрешаем в нашей мирской жизни.

Сегодня мы с вами, благодаря Церкви Божией, являемся свидетелями события Преображения Господа на Фаворе. И подобно Петру, Иакову и Иоанну, мы удивляемся тому, что происходит. Святитель Григорий Палама, известный учитель о природе Божественного нетварного света, который подвязался на святой горе Афон, оставив нам ясное учение о Фаворском свете, толкуя это место Священного Писания говорит, что Господь взял именно Петра, Иакова и Иоанна ради того, чтобы засвидетельствовать нам, что к этому Божественному восхождению, высочайшему богословию непременно должны прилагаться три добродетели и три Божественных свойства, которыми являются вера, надежда и любовь. И апостолы Петр, Иаков и Иоанн олицетворяют собой веру, надежду и любовь. И в нашей с вами жизни никакое богословие, никакое богосозерцание и боговедение невозможно до тех пор, пока мы не будем стяжать добродетели веры, надежды и любви. Без этих качеств, без этих духовных свойств невозможно наше спасение.

Поэтому, дорогие мои сегодня, в этот день Преображения, взирая вместе со святыми учениками на Господа, представшего перед ними во всей Своей Божественной славе, и мы, прославим Господа, Который показал Свою славу ученикам для того, чтобы и нас с вами возвести в Свое Царствие и указать нам, что Он – Господь, Творец, Источник жизни, Он – Вечная Слава, Он – благодать, стяжание которой для нас является единственно жизненно необходимой. Не пища, питие и воздух, а благодать Божия для нас с вами является единственно спасительной, потому что в ней мы получаем Божие Царствие.
И пусть Божие Царствие, которое явил Господь на горе Фавор, проникнет и в нас с вами. Пусть свет Преображения освятит наши сердца и умы. Сила Божия в немощи человеческой совершается, а немощь человеческая перед очами Божиими проявляется тогда, когда мы начинаем исполнять заповеди Божии, трудимся перед Господом, осознаем свою немощь перед Ним и в этой немощи сердечно обращаемся к Нему в молитве и смиренным сердцем просим Его помочь нам. Мы с вами знаем, что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать.

Поэтому проявим перед Богом наше сокрушение сердечное, смиренно будем взывать к Нему, чтобы и Он, Господь, подобно святым ученикам, сегодня молитвами Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, преподобных Авраамия и Ефрема Смоленских просветил наши сердца. Будем вместе со Святой Церковью взывать сегодня словами тропаря праздника «да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Аминь!

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в праздник Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа