Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день памяти архимандрита Вадима (Малиновского)

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Петропавловском храме г.Ярцева в день памяти архимандрита Вадима (Малиновского)

Петропавловский храм,

г.Ярцево, 12 сентября 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского, день обретения мощей благоверного великого князя Даниила Московского, в день памяти преподобного Александра Свирского Святая Церковь на Божественной литургии предлагает к осмыслению евангельское чтение, в котором Господь говорит Своим ученикам: «Вы – соль земли. … Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф. 5, 13-16).

В этих сравнениях Господь указывал Своим ученикам и доныне указывает и нам на ту важность служения в Церкви, которое имеет каждый называющий себя христианином. Речь идет о том, что соль, по слову святых отцов, является тем средством, которое пресекает всякое тление.

Дорогие мои, что в нас с вами пресекает тление? Благодать Божия. То воздействие Бога Духа Святого на нас, от Отца происходящее через Сына, которое делает нетленной нашу с вами душу. А нетленной – значит, способной к тому, чтобы пребывать вечно с Богом и не получать никакого повреждения от этого тления в жизни вечной. Говоря о свете, Господь сказал о том просвещающем действии Бога на нас, которое делает просветлённым наше с вами сознание, когда мы бываем способны критически относиться к самим себе, когда мы стремимся не совершать величайшую глупость, которую совершает, к сожалению, каждый из нас, осуждая ближних. Если бы сердце наше было, действительно, духовно просвещено, если бы мы в подлинном смысле осознавали, какое повреждение от греха мы имеем сами в себе и к скольким злым делам мы прикасаемся и прилепляемся, то никогда бы, дорогие мои, в нас не возникло бы осуждение нами ближнего. Мы бы осуждали только самих себя. Поэтому если в ком-то из нас есть грех осуждения, значит, мы с вами слепы.

Образ города, стоящего на верху горы, чрезвычайно замечателен тем, что он указывает и святым апостолам, и нам, их последователям, о том, каким образом являет себя Церковь Божия. Ведь город – это ничто иное, как Богом установленное здание. А что Богом установлено? «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18). На твердом камне веры установлена Церковь Божия, которая является тем городом, на который приятно смотреть всякому путнику, с какой бы стороны он не шел в этот благоукрашенный город. Всякий человек, идущий по путям жизни и встречающий невзгоды, горести и несчастия, причем происходящие в большинстве своих случаев от нас самих же, глядя на этот город, умиляется. Всякому путнику желательно вступить внутрь этого града. А поскольку этот город освящается, поскольку свет мира в первую очередь проникает в город, то от самого города исходит этот Божественный свет Святой Церкви. Всякому путнику, находящемуся в темноте жизни греховной, важно видеть этот свет, важно видеть этот маяк всякому человеку, плывущему по житейским морям.

Поэтому так важно, дорогие мои, чтобы мы были способны видеть этот маяк нашей жизни, чтобы мы все стремились идти к нему, а не в сторону. Потому, что все иное бессмысленно в нашей жизни. Смысл жизни имеет только движение к Богу, только жизнь в Святой Церкви, коей является сообщество святых угодников Божиих и действие благодати Божией, а также совокупность верующих людей. Вот, что такое Церковь. И ни столько стены, сколько сердца человеческие являются Церковью Божией. Стремление к тому, чтобы быть единством с Богом в Духе и друг с другом является для нас спасительным. Но все эти положительные термины и установки имеют, к сожалению, и обратную сторону. Обратную сторону в том, что город, стоящий в верху горы, обличает наше нечестие.

Если мы с вами находимся далеко от этого города, то мы подвергаем себя чрезвычайной опасности. И враги, и «волки», и буря житейская, и различные жизненные испытания, — все это может нас уничтожить в конечном счете. Поэтому важно, чтобы мы не далеко находились от Церкви, желательно, чтобы мы в ней пребывали. В ней возможно пребывать тогда, когда человек является верующим. Верующий человек – это тот, кто деятельно подтверждает веру в любви к Богу и ближним, участием в Таинствах Церкви, что является безусловным средством к нашему спасению. Если мы не прибегаем к Таинствам, если мы не исповедуемся и не причащаемся — то горе нам, поскольку мы далеко находимся от града Божиего – Церкви Христовой. Если в нас нет действия благодати Святого Духа, которая привлекается нашей молитвой — в доме, в храме, на месте послушания, — то никакого воздействия благодатной «соли» на нас не бывает, и мы разлагаемся, являя окружающему миру «вонь» нашего духовного тления.

Поэтому, дорогие мои, будем стремиться к тому, чтобы «просоливаться» Божественной благодатью, чтобы сохранять себя ради жизни вечной, не расточать себя на различные проявления греха в этой жизни. А Свет Божественный – это то непременное условие, которое является для нас и возможностью нашего осуждения. Если мы не бываем проводниками Божественного Света, тогда мы не являем ту миссию, которую Господь определил для каждого из нас. А если мы, к сожалению, иногда бываем соблазном для окружающих людей, то горе нам. Это опасное явление духовной жизни, когда мы называем себя христианами и пытаемся окружающим нас людям доказать, что мы настоящие христиане, но при этом наши духовные немощи и недостатки бывают соблазном для окружающих людей, и в том числе отвергают их от Церкви, сбивают их с правильного пути. Тогда бывает горе для нас. Поэтому, дорогие мои, важно, получая Божественную благодать, нести ответственность за наше служение.

Сегодня, помимо празднования памяти великих русских угодников Божиих, мы молитвенно вспоминаем подвиг и служение архимандрита Вадима (Малиновского) — первого настоятеля храма сего, который более десятилетия нес здесь служение, буквальным образом поднимая из руин этот порушенный к началу 90-х храм. Сколько усилий лично вложил он, сколько усилий прихожан, многих уже ушедших из этой жизни в жизнь вечную, потребовалось, чтобы привести к благолепию этот храм. Обратите внимание, что на многих из нас даже человеческая молва не обращает внимание. Почему? Да потому что мы и не были ни «солью земли», ни «светом мира», не являли себя и градом, стоящим вверху горы. Поэтому и о нас мирская молва часто молчит. Бывает, что день упокоения того или иного человека бывает крайним днем, когда его вспоминают в этой жизни. Ни это ли трагедия человеческой жизни, когда о нем будет что вспомнить?

Будем бояться того, чтобы о нас не вспомнили и прежде всего бояться того, чтобы Сам Господь нас не помянул. Страшно, когда Бог не поминает нас. А для того чтобы Бог поминал нас, нам необходимо совершать добрые дела. Быть нужно и «солью», и «светом», и являть пример служения во граде Божием.

Дорогие мои, архимандрит Вадим для многих десятков и сотен и тысяч людей за годы своего служения был и «солью» (см. «соль земли»), и светом. Сколько он людей привел в Церковь Божию! Старожилы этого храма, и духовенство, служившее вместе с отцом Вадимом, могут вспомнить, сколько людей ежедневно приходило на Таинство Крещения, сколько было причастников.

Дорогие мои! Чтобы в день памяти Александра Невского, нашего Главы государства и Даниила Московского, который в свое время также являлся Главой государства, в день почитаемого преподобного Александра Свирского – на Руси Тайнозрителя Святой Троицы, — чтобы народ в этот день не пришел в храмы в те 90-е годы – это трудно себе представить. Но ушло поколение верующих христиан. Земля наша перестала получать необходимую «соль», и «света» уже немного. Во многом старшее поколение, которое сидит сегодня по домам, на себя навлекает осуждение Божие, поскольку и само сидит во тьме своей греховной жизни и не являет подрастающему поколению пример христианского делания. Ни это ли трагедия нашей страны? Ни это ли трагедия общества?

Поэтому, дорогие мои, если мы хотим побед над духовными врагами и внешними врагами нашего Отечества, то мы должны понимать, что если мы будем пребывать в духовной слепоте, если мы будем не «просолены» благодатью Божией, то мы, может быть, и победы никакой не увидим. Вот, что страшно.

Я сегодня обращаюсь через слово проповеди к бабушкам и дедушкам, к женам, к матерям и отцам тех наших военнослужащих, которые сегодня участвуют в спецоперации. Где вы? Почему вас нет в храмах Божиих? Ответьте Церкви Христовой. Поэтому, когда мы получаем свидетельства о гибели того или иного солдата, спросим себя: «Молились ли мы, пока он совершал свое служение, и будем ли мы молиться о его упокоении, если Господь через солдатский подвиг заберет его из этой жизни»? Может быть, и некому помолиться. Но при этом мы должны осознавать, что Господь никого не забывает. Особенно тех, кто ради Него и ради ближнего совершает подвиг ценою своей жизни. Поэтому вся надежда только на Бога и Святую Церковь, что она будет не только в родительские субботы, во всякий день будет поминать всякого ушедшего, даже того, о ком некому помолиться. Какая благодарность Богу, что нам Господь явил образ и пример архимандрита Вадима, за которого есть кому помолиться, который явил во многом пример того, как нужно поступать православному христианину, священнику и монаху!

Сегодня будем вспоминать и молитвенно обращаться и к архимандриту Вадиму, чтобы Господь возбудил в наших сердцах ревность к Богу, чтобы и его молитвами, которые прилагаются к молитвам величайших угодников Божиих, память которых мы сегодня совершаем, чтобы в совокупной молитве Святой Церкви – народ наш вернулся в храмы Божии, получил то духовное просвещение Светом Христовым и получил ту соль благодати Божией, которая могла бы поставить личность каждого из нас на высокий подсвечник, чтобы он освещал окружающим людям путь жизни. Пусть молитвами этих величайших угодников Божиих, ныне сегодня празднуемых, и светлой памятью архимандрита Вадима Господь сохранит и помилует всех нас!

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на…