Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

п. Озерный, 21 сентября 2022 г.,
храм Рождества Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня престольный праздник нашего храма, построенного в честь Рождества Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Сегодня мы прославляем Ее рождение. В кондаке праздника мы каждый раз слышим эти церковные слова: «Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Eва от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея».

Действительно, по воле Божией, Преблагословенная Владычица стала вместилищем невместимого Бога. Она стала мостом между Небом и землей. Она послужила главной цели, которую поставил перед Собой Бог – спасению человеческого рода. Божия Матерь, Царица Небесная, послужила благой Божией цели – рождению Божиего Сына. Но, прежде чем случилось Рождество Христово, случилось Рождество Богородицы.

Мы с вами хорошо знаем из Церковного Предания о том, как это все было. Иоаким и Анна были поношаемы окружающим народом за бездетство. И Господь явил им чудо в их престарелом возрасте, чтобы всякий человек, знающий об этом событии, ясно осознавал, что это все произошло не столько силами человеческими, сколько волей Божией. Невозможно человеку, в силу естественных причин, по воле человеческой рождать в таком возрасте. Поэтому тут мы видим прямое действие воли Божией.

Во всякий Богородичный праздник мы обращаем наше внимание на рассказ евангелиста Луки о том, когда Господь пришёл к сестрам Марфе и Марии и к их брату Лазарю. Марфа очень пеклась и была многозаботлива, а Мария сидела рядом со Спасителем и слушала Его. В завершающих словах этого евангельского чтения мы слышим слова женщины из нарда, обращенные ко Христу: «…Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27). По всей видимости, как пишут святые отцы, так могла сказать многодетная мать, у которой, может быть, не так все складывалось с воспитанием детей, и она, видя просветленный Образ Бога Спасителя Христа, Который говорил о Боге, о человеке, о добре, по всей видимости, изумлялась тем, какая же мать могла родить такого человека, который говорит такие Божественные слова. И Господь отвечает ей словами: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11,28).

Как это важно, дорогие мои! Важно для нас с вами не столько даже телесное родство со Спасителем, как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст, но во многом для нас с вами важнее духовное родство с Богом. Да, действительно, родственники Спасителю по плоти послужили и делу Божию, и спасению человеческого рода. Названный отец Иосиф – престарелый человек, который по воле Божией взял в жены себе Деву Марию, то есть, официально зарегистрировал с Ней брак, чтобы не было вопроса, каким же образом она родила без брака.  И в этом была непосредственная воля Божия. Затем и дети Иосифа, и внуки, и многие родственники с его стороны, и различные родственники со стороны Иоакима и Анны – все они, возможно, послужили делу спасения человеческого рода, совершая свое служение в Церкви, основанной Господом Иисусом Христом.

Но это родство телесное с Господом не давало им никаких привилегий, как не дает и никому из нас этих привилегий. Священнослужителям не дает никакой привилегии наша возможность пребывать по послушанию Богу в алтаре Господнем и совершать Таинства. Это не делает нас ближе к Богу просто автоматически. Мы, священники и монахи, становимся ближе к Богу, если, соприкасаясь с жизнью Церкви непосредственно, пребываем по желанию нашей человеческой воли, в благодати Бога. Но если наша греховная человеческая воля этого не желает, то даже и мы обедняем себя, отвергая Божественную благодать.

Поэтому важно и для нас, священников и монахов, и для вас, дорогие миряне, быть восприемниками Божественной благодати, участвовать в жизни Церкви не с формальных каких-то целей, не с того, чтобы общественное мнение было о нас высоким, или чтобы похвалили нас в семьях, или по какой-то иной, не Божией причине. Мы с вами должны быть вместе в Церкви Божией ради того, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Никакой иной цели не может быть для нас с вами. Поэтому и наши домашние подвиги, к коим относятся молитва и пост, наше благочестие в семье и на рабочем месте, так же как и наше правильное, осмысленное, осознанное пребывание в Церкви и в храме Божием, – все должно работать на нас с вами. Никакой день, никакие наши с вами усилия не должны быть бесполезны: все должно сопутствовать нам ко спасению. А для этого мы должны исполнять заповеди Божии. Для этого мы должны понуждать себя к доброделанию, к прощению обид, к исправлению зла, которое прежде всего действует через наше с вами сердце. Вот через это исправление зла в мире будет меньше.

Сегодня мы особым образом почитаем и родителей Богородицы – святых Иоакима и Анну. Мы преклоняемся перед силой их человеческого подвига. Безусловно, этот человеческий подвиг был благословлен и укрепляем Богом. Поэтому там, где наших с вами сил человеческих не хватает, есть всегда сила Божия, превозмогающая всякую немощь человеческую. Так важно, дорогие мои, нам, людям, вовлеченным в жизнь Церковь и знающим Бога, всегда призывать себе в помощь благодать Божию. Это касается прежде всего и наших семейных отношений, воспитания детей и внуков, нашего личного, рабочего, гражданского подвига перед Отечеством. Чтобы никто не посмел сказать: «Посмотрите на того или иного христианина, как бесчестно живет! Поэтому из-за этого я никогда не пойду в храм Божий!». Пусть никогда соблазн не сопровождает нашу жизнь, а мы, священники и монахи, миряне – вся Церковь Божия, всегда являли собою пример жизни.

Поэтому, дорогие мои, прежде всего будем трудиться над собой и исправлять себя. Будем приглашать в храм тех людей, которые так беспечно сейчас в эти минуты и часы ходят по Озерному, не понимая, зачем нужно прийти сегодня в храм и наложить на себя крестное знамение, молиться Богу, просить Бога о том, чтобы Господь укрепил здоровье и силы, чтобы Господь благословил семью, внуков, детей, чтобы Господь укрепил Отечество и дал силы Президенту нашей страны, нашему воинству по защите Отечества. Нам всем в этом нужна помощь и даже малая искренняя молитва любого человека вносит свой значимый вклад в общую победу над врагом рода человеческого.

Дорогие мои, будем с достоинством нести нашу христианскую миссию,  с достоинством совершать наш жизненный путь, чтобы нам не сожалеть о бесцельно прожитых годах жизни, чтобы нам с вами ясно осознавать ту цель, которой мы придерживаемся, ведь жизнь в Боге являет нам подлинное счастье. Никакого иного счастья не бывает на этой земле: все временно, суетно, скоротечно. Ничего в жизни не бывает совершенным без Бога.

Поэтому, дорогие мои, будем стремиться к Богу. Будем все вместе являть собою любовь к ближним, соборно, всем вместе помогая спасению друг друга. В этом суть и назначение Церкви как соборного организма, который в совокупности своей любви и помощи к друг другу и достигает Царствия Божия. Пусть Преблагословенная Владычица, Рождество Которой мы сегодня отмечаем, чествуя Ее благочестивых родителей, поможет нам во всех наших жизненных обстоятельствах, укрепит нас, умудрит власти и воинства, даст нам силы достойно нести свой христианский крест. Пусть мы сегодня особым образом и с радостью прославим Ее Преблагословенное Рождество, которое являет спасение всему миру.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы