Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти преподобного Авраамия Смоленского

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти преподобного Авраамия Смоленского

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в день памяти преподобного Авраамия Смоленского

Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь,
г. Смоленск, 3 сентября 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти преподобного Авраамия Смоленского, основателя смоленского монашества, одного из первых угодников Божиих на древней Святой Руси, жившего с середины XII века по 20-е годы XIII века, мы с вами слышим Евангельское чтение от Матфея об исцелении двух иерихонских слепцов.

Эти слепцы сидели при дороге и были абсолютно не приспособлены к активному образу жизни (см. Мф. 20, 29-34). И если они не находили поводыря, то вынуждены были сидеть на дороге близ большого города Иерихон. И никто не желал им помочь. Когда Господь проходил мимо Иерихона, слепцы услышали об этом и «начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мф., 20, 30) Но, как мы с вами слышали в Евангелии от Матфея, «народ же заставлял их молчать» (Мф., 22, 31). Но слепцы ещё громче кричали, прося Господа исцелить их. Христос, услышав вопли иерихонских слепых, остановив многочисленную процессию людей, которая огромнейшей толпой окружала Спасителя так, что не только слепому, но и всякому человеку было трудно подойти к Нему. Господь Сам подошел к двум слепцам. Он, зная, чего они хотят, все равно громко спросил: «…чего вы хотите от Меня?» (Мф. 20, 32). А слепцы произнесли: «Господи! чтобы открылись глаза наши» (Мф. 20, 33). Господь немедленно совершил это чудо, и они, как мы слышали в последних стихах этого евангельского чтения, став духовно зрячими, тут же пошли за Господом и Его учениками (см. Мф. 20, 34).

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя это место Святого Евангелия, говорит: «Вот что значит душа сильная! Самые препятствия доводят ее до цели. И Христос не запрещал заграждать им уста, чтобы чрез это еще более обнаружилось их усердие, и чтобы ты знал, что они достойны были получить исцеление. Оттого Он и не спросил у них: веруете ли? – как обыкновенно поступал с другими. Самый крик и усердное желание подойти к Нему уже очень ясно всем показывали их веру. Отсюда-то научись, возлюбленный, что сколько бы мы ни были ничтожны, отвержены, но, с истинным усердием приходя к Богу, сами собою можем испросить у Него все, что ни потребуется. Посмотри, как и эти слепцы, не имея даже ни одного из апостолов на своей стороне, и еще от многих слыша запрещение, победили все препятствия, пришли к самому Иисусу; и хотя евангелист не свидетельствует, чтобы их жизнь сколько-нибудь ручалась за их дерзновение, но вместо всего для них достаточно было одного усердия. Поревнуем и мы этим слепцам. Пусть Бог медлит ниспослать нам дары Свои, пусть многие отклоняют нас с пути молитвенного, – будем продолжать свою молитву: этим самым мы особенно и умилостивим Бога. Посмотри и здесь, как ни нищета, ни слепота, ни мысль слепцов, что они не будут услышаны, ни запрещение народа, – ничто не остановило их. Такова-то душа пламенная и терпеливая!» (см. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея).

Не так ли и мы, дорогие мои, даже если не достойны того, чтобы Господь нас исцелил, даже если не совершаем тех добродетелей, которые совершали святые апостолы, должны, как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст, не ослабевать в наших молитвах, в нашей вере в Бога. И даже если у нас нет верных помощников, если кто-то просит нас не вызвать к Нему, не просить Его о помощи, мы должны, как говорит Иоанн Златоуст, вопить к Богу. Вопить не потому, что мы этого достойны, а потому что Господь ждет от нас дерзновения в вере, дерзновения в молитве при всем нашем недостоинстве. И если мы будем настойчивы, то по Слову Божию, Господь отворит нам дверь: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7, 7-8).

Поэтому, дорогие мои, это – правило нашей с вами молитвы. При всем том, что мы осознаем нашу греховность, не исправляемся, нас борют страсти, а мы бываем не способны побороть их, мы должны, вопреки этому, вопить к Богу теми простыми словами, которыми к Нему обращались иерихонские слепые: «…помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мф. 20, 30). Даже если не знаем других молитв. И тогда Господь обязательно подойдет к нам и совершит всё, необходимое для спасения нашей души. Услышьте! Не всегда – исцеление тела, но точно – спасение души.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, толкуя это место Священного Писания обращает наше внимание на то, что после исцеления эти, теперь уже духовно зрячие, люди немедленно пошли за Господом и святыми апостолами. Святитель Лука говорит: «Как тогда, так и всегда с того времени: когда люди духовно прозревают, они всегда глазами веры видят во Христе Иисусе своего Бога и Спасителя. А потом? – оставляют все и идут за Ним через все время и через всю вечность. А слепцы духовные, которые довольны своей темнотой, остаются в своем мраке, утверждая, что нет ни Бога, ни Христа, ни Господа, ни Спасителя» (см. Святитель Лука Крымский. Толкование на Евангелие от Матфея). Как важно, чтобы мы в нашей к молитве к Богу просили о том, чтобы Он дал нам, прежде всего, зрение духовное, потому что именно благодаря этому зрению мы способны видеть Господа и идти за Ним. А те, кто духовно слеп, не желают видеть Господа, замечает святитель Лука. Не желают потому, что комфортно пребывать в слепоте духовной, ведь тогда совесть не обличает и можно быть расслабленным, сидеть при дорогах жизни, получая не благословенные милости от Бога, а падающие со столов господ куски хлеба, которые могут быть когда-то поданы, а когда-то – нет.

Поэтому, не будем надеяться «на князи, на сыны человеческия» (Пс. 145, 3), не будем ждать мирских чудес – они могут не произойти в нашей жизни. Будем искать чуда Божия, будем искать благословение к нашему сердцу и к нашему уму. Прикосновение благодати Божией – этого мы должны искать, потому что этого точно никто не отнимет от нас. И бояться, дорогие мои, мы с вами – и священники, и монашествующие, и миряне – должны духовной слепоты, того комфорта, который мы ищем в нашей жизни.

И вот как раз этот комфорт всей силою своей души, более 50-ти лет пребывая в иноческом и чуть менее – в священническом служении, обличал преподобный Авраамий Смоленский, память которого мы сегодня отмечаем. Он обличал его всей силою своей проповеди, той эрудиции, тех Божиих талантов, которые дал ему Господь. Вспомним, что преподобный Авраамий усердно учился. Он, будучи иноком Богородицкой обители на Селище, находившейся недалеко от Смоленска в селе Богородицкое, там, где сейчас находится наш православный храм Успения Пресвятой Богородицы, пошел в духовною школу, которую открыл князь Роман Ростиславович для юношей, ищущих Бога разумом. Преподобный с усердием учил древнегреческий и латынь, но прежде всего, изучал Священное Писание, творения святых отцов. Именно поэтому преподобный Авраамий был не только духовно зрелым, он был интеллектуально зрелым человеком. Очень важно, особенно для священнослужителей и монахов, не зарывать данные Богом таланты, но развиваться: и духовно, и интеллектуально, прилагая все силы к тому, чтобы преумножать то Божие богатство, которое дано всякой человеческой личности.

Преподобный Авраамий был не только примером для народа, но и обличением для многих священнослужителей и монашествующих того времени. Это необычно, ведь нам представляется, что весь народ – миряне, монахи, священники – были благочестивы в XII веке. Но, к сожалению, это было не так. Ежедневное служение преподобным Божественных литургий, его грозные проповеди о Втором и Славном Пришествии Господа, о Страшном Суде, о мытарствах, глубоко проникали в умы и сердца людей. Многие люди объединялись вокруг преподобного Авраамия как верного пастыря, указующего путь в жизнь вечную. Это вызывало зависть у духовенства и монашествующих. Он был ложно обвинен перед святителем Игнатием, епископом Смоленским, но впоследствии эта ложь обличена была Самим Богом. Святитель Игнатий, будучи в преклонном возрасте, не имея сил управлять епархией и попросившись у Священноначалия на покой, сам поселился в Арваамиевой обители, был верным духовным другом преподобного Авраамия и скончался раньше преподобного Авраамия, напутствуемый и благословленный этим великим угодником Божиим.

Мы помним, что за гонения на святого на град Смоленск обрушился гнев Божий – бездождие. Молитвы епископа, духовенства и всего народа оставались неуслышанными. Князь Роман и святитель Игнатий, увидевшие в этом Десницу Божию, испугавшись гнева Господа, просили прощения у преподобного Авраамия, просили его молиться о страждущем граде. Бог услышал молитву святого: как некогда пророку Илие, так и святому Авраамию Господом была дана власть «затворять и отворять небо» своей молитвой. Эти события являются свидетельством жизни Церкви, которая и в Iвеке, и в веке XII и в XXI веке – та же. И та же благодать Божия действует в Церкви и в людях.

Лишь бы люди хотели действия благодати Божией в себе… Для нас с вами открыты те духовные возможности, которые были у святых апостолов, у преподобного Авраамия, иных угодников Божиих – лишь бы мы этого хотели. Лишь бы мы, получив духовное зрение, немедленно пошли за Христом, как пошли эти иерихонские слепые. Но в нас с вами мало дерзновения, мало духовной смелости, в нас много трусости, желания комфорта, самолюбия, себялюбия и гордости.

Будем же сегодня вместе – священники, монахи, миряне – соборно просить преподобного Авраамия, нашего Смоленского чудотворца, о том, чтобы он умолил Господа с Пречистой Преблагословенной Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марией даровать нам силу и чистоту нашей молитвы, смирение и послушание Богу, боязнь искреннюю, духовную, боязнь Его Страшного Суда, вечных мук, мытарств, страха Божия. Там, где страх Божий – начало премудрости (см. Пс. 110, 10). Будем просить у Господа не славы, не богатств, власти и почестей, не удовлетворения своего самолюбия, а страха Божия, как начала премудрости и начала нашего спасения.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти преподобного Авраамия Смоленского