Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день Перенесения мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев, в день убиения святого благоверного князя Глеба

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 19 сентября 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Слышанное нами евангельское чтение от Матфея в первых 14 стихах 22 главы (Мф. 22, 1-14) является прямой речью Самого Господа. Господь в притче произносит то, что будет понятно самому простому неизощренному человеческому сознанию, указывая на то, что есть Царство Божие и кто его может наследовать.

Мы слышим притчу от Господа о брачном пире, который устроил отец, для своего сына, и как отец распорядился слугам пригласить избранных людей: родственников, близких, родных, сослуживцев, — всех тех, кто по призванию должен был прийти на этот брачный пир. Но, как мы слышали, они ответили, что кто-то из них был занят житейскими делами, куплей и продажей, кто-то ухаживал за своей землей. Все это очень важные дела. Но обратим внимание на нашу с вами жизнь. Когда намечается свадьба близкого родственника или человека — мы откладываем самые нужные для нас дела. Все относимся второстепенно к ним, потому что мы предчувствуем радость нашего участия в торжествах близкого нам человека. И то общение, и те напитки, и то веселие жизни, которое бывает во время нашего с вами мирского брака — как это все захватывает нас и делает все иное второстепенным, даже самые скорые наши занятия, работу и прочее.

Господь нам указывает на брачный пир, говоря о том, что Царствие Божие подобно этому брачному пиру. Обратите внимание, что не всякий посторонний человек способен зайти на этот брачный пир. Только тот, на кого указывает распорядитель пира, хозяин. Поэтому он, хозяин пира, отец, поименно приглашает каждого человека, кто должен был прийти на этот пир. Но все оправдываются своей занятостью.

Святитель Иоанн Златоуст указывает на то, что, конечно же, важно заботиться о своей земле и что иные мирские дела чрезвычайно важны, ведь они обеспечивают благополучие нашей жизни. Но все должно меркнуть перед тем, что для нас с вами является вечной жизнью. Все наши дела, какие бы они важные и срочные ни были, не стоят того, что относится к Царствию Божию. Те оправдания не присутствовать на брачном пире, которые получил господин через слуг от людей, которые не смогли прийти, — это несерьезные оправдания, указывающие на то, что на самом деле это нежелание, теплохладность, отсутствие интереса. Это являлось главными причинами того, что они не пришли на пир господина. Тогда господин распоряжается привести на брачный пир всех тех людей, кто не был готов к участию в этом пире. Он указал пойти на пересечение дорог в самые дальние переулки, где находятся люди незванные, очень простые, без всяких брачных одежд и без знания той семьи, в которую были приглашены те званные люди. Слуги идут по самым далеким закоулкам, туда, где об этом господине даже и не слышали ни разу. Слуги призывают тех людей участвовать в этом богатом, обильном на питие, еду и веселье пире господина. Господин, обходя этот дом, среди прочих людей, которых призвали и с их согласия одели в брачные одежды, видит человека, случайно проникшего сюда, неподготовленного, непрошедшего те необходимые ритуальные условия, которые отмыли бы его и одели бы его в белую одежду. Он, случайно находящийся здесь, чувствует себя словно вором, не в своей тарелке, как говорили бы иные люди. Господин обращает внимание на то, что он не должен здесь находиться, потому что он не готов быть среди людей, одетых в брачные одежды.

Дорогие мои! Святые толкователи этих Господних слов указывают нам на то, что в брачные одежды мы одеваемся тогда, когда мы добровольно принимаем на себя веру в Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В Таинстве Святого Крещения мы одеваемся благодатью Христовой и слышим слова песнопений, которые повторяются в том числе и во время богослужений Божественной литургии, когда происходит подготовка во крещение людей и после нее – «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Этими белыми одеждами является наше облачение во Христа, облачение в Дух Христов, в те добродетели, которые Господь заповедовал нам, христианам, держать. А этот человек (на пире) не был одет в Христовы одежды. Он не был верующим во Христа человека. Он не был добродетельным, а значит, здесь он был лишний.

Святые толкователи говорят о том, что так бывает и с нами, когда мы принимаем Таинство Крещения, но при этом не живем по тем заповедям, которые Господь принес нам – о любви к Богу и ближним. Когда мы не соблюдаем нравственные законы, когда мы в себе пестуем страсти, когда грех обладает нами, и даже когда мы подчиняемся этому греху, совлекая и раздирая на себе Христовы одежды. Поэтому, дорогие мои, если говорить об этом брачном пире как о Царствии Божием, и считать себя достойными того, чтобы находиться на этой трапезе Господней, то мы должны себе задать вопросы: «А веду ли я христианский образ жизни? Соотносится ли то, что я думаю и что чувствую? Как поступаю с тем, что Господь заповедовал мне, когда я обещал в Таинстве Крещения вести христианский образ жизни? Если я не веду его, не откликаюсь на призыв Божий омыться слезами покаяния в Таинстве Исповеди, если я не наполняю свое сердце благодатью Божией в Таинстве Причащения, то по всей видимости я не в брачных одеждах…». Это относится и к нам, священнослужителям, и ко всем мирянам, и ко всей Церкви Божией. Каждый из нас должен бояться быть в небрачных одеждах, прибегая все время к исповеди, к сокрушению сердечному, к тому, чтобы всей силою души любить ближних и Бога.

Пусть каждый из нас призывает в помощь Бога, чтобы Господь облачил нас силою Своей Божественной благодати, чтобы мы всегда , когда услышим голос нашего Небесного Отца, призывающего нас на вечный Божественный пир, были одеты в брачные одежды и с радостью и достоинством последовали на брачный пир, радуясь вместе со святыми ангелами и угодниками Божиими Всесвятейшей радости пребывания на Божественной Трапезе Отца, Сына и Духа Святого.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского…