Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник Воздвижения Креста Господня

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник Воздвижения Креста Господня

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 27 сентября 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Слово о Кресте слышим мы сегодня у евангелиста Иоанна Богослова. О Кресте, который, как говорит святой апостол Павел в первой главе Первого послания к Коринфянам, «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор, 1,18). В этих словах святого апостола Павла – вся суть веры в Бога, которая превышает всякое знание человеческое.

Что способно оценить, дорогие мои, знание человеческое? Способно ли оно ответить на вопросы, связанные с подвигом Господа нашего Иисуса Христа, с Его Крестными Страданиями, с добровольным Его вхождением на Крест, с добровольной Его смертью и Воскресением? Никогда неверующее сознание не способно дать ответы на эти вопросы: «Почему, если Он называл Себя Всесильным Богом, Он не предотвратил эти страдания? Зачем Он, будучи Богом, принял на Себя страдания, ведь Он Всесильный? Он мог бы совершить спасение рода человеческого, не входя на Крест, Он же Всесильный Бог?». Но эти вопросы – лукавство мира сего, поскольку они возникают в тех умах, в которых нет понимания сущности того, что Бог совершает в мире, нет понимания и способности видения духовного мира, нет способности созерцания той любви, которую Бог даровал человеческому роду.

А эта Любовь добровольно взошла на Крест. Она победила саму смерть, поскольку невозможно было победить смерть, не столкнувшись с нею, не противоборствуя ей Своею Личностью. Бог Своею богочеловеческой, божественной Личностью, в Своей богочеловеческой природе совершил эту Победу. Он вошел в саму смерть. Но смерть неспособна справиться с Жизнью, потому что смерть – это ничто, а Жизнь – это полнота бытия. Поэтому не только смерть, как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст, но и сами гвозди на кресте не могли удержать Спасителя мира: «Ведь если и сила смерти не могла удержать Его, то как могли бы удержать гвозди крестные?» (Святитель Иоанн Златоуст. Гомилия 4 на 1-е послание к Коринфянам).

Бог безусловно, без всяких препятствий к этому, Воскрес. Но, прежде чем воскреснуть, Он добровольно умер. Умер ради каждого из нас, спогребая  вместе с Своей Божественной Личностью, во всей полноте воспринятую нашу с вами человеческую природу. Именно в этом подвиг Христа. Именно в этом – суть нашего спасения в Боге, которое мы получаем во Христе. Он – всегда носитель нашей человеческой природы, вместе с душою нашей спас ее от смерти, совоскресив ее вместе с Собою, препобедив Своим Воскресением человеческое тление.

Дорогие мои, это все – юродство для мирского сознания. Каким бы высоким человеческий интеллект ни был, он не способен это постичь, потому что никакая человеческая наука, никакая самосовершенная логика не может дать ответ на эти вопросы. Но эти вопросы, как говорит об этом святой апостол Павел, разрешаются верой нашей. Поэтому Бог избрал неразумное и простое мира сего, чтобы посрамить разумное и премудрое.

Как нам говорит об этом святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский и Симферопольский, наш прославленный в середине ХХ века хирург: «Удивительным образом исполняются в наше время слова апостола Павла: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1:20). Воистину обратил, ибо учеными мудрецами найдена колоссально сильная атомная энергия, которая могла бы служить на благо и счастье всего человечества, а злые люди, крайне далекие от любви, готовят атомную войну для истребления миллионов людей и разрушения всей своей тысячелетней культуры. Уйдем же подальше от них. Смиримся и умалимся, как дети, и пойдем за Господом нашим Иисусом Христом, указавшим нам путь любви, путь мира». (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Проповеди. Том II. Слово о кресте для погибающих юродство есть).

Не  это ли безумие премудрости века сего?! Сколько разумных людей, дорогие мои, принимают решения о нашей с вами  судьбе? Сколько правителей мира сего, которые считают себя чрезвычайно премудрыми, способными править миром, совершают глупости… Сколько безумия творится ныне в мире… Трудно сказать, сколько глав государств являются сторонниками мира, поскольку легче сказать, сколько из них хотят войны ради того, чтобы получить материальные блага, чтобы добиться своей безумной цели. А идея о «золотом миллиарде», вынашиваемая с начала ХХ века за океаном, согласно которой этот миллиард должен быть единственным на этой земле, а все остальное человечество должно быть уничтожено… Не эта ли философская антропологическая концепция является безумием по сути?! Какая «премудрая голова» должна была выдумать то, что только ограниченное количество людей должно жить на этой земле, а все остальное человечество должно быть уничтожено? Сколько сил эти «мудрецы» прилагают к тому, чтобы уничтожить человечество, придумывая войны, болезни и несчастья?

Мы, верующие люди, если хотим спасения в Боге, если желаем постичь, что такое Божественная любовь, если мы желаем присоединиться к этой любви, должны оградить себя, как об этом говорит святитель Лука, от премудрости века сего и ввергнуть себя в пространство веры. Той веры, которая единственно открывает нам путь нашего спасения. Не разум, который склонен чаще вводить сердца к заблуждению, а именно сердце, которое способно веровать и узнать Бога, является главным органом нашего познания и руководства в нашей личной духовной жизни.

Поэтому, дорогие мои,  в наших личных решениях,  особенно в самых сложных, самых судьбоносных, будем полагаться не на разум наш, а на сердце. А для того, чтобы полагаться на сердце, в него нужно вместить Бога, невместимого телесно, но способного пребывать Своею благодатью духовно в нашем сердце. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50,12), – молится всякий православный христианин ежедневно, желая, чтобы Бог руководил его жизнью. И в молитве «Отче наш» мы каждый раз, вновь и вновь, по многу раз среди дня повторяем: «Да будет воля Твоя». Не это ли наше моление Богу о том, чтобы Господь руководил всей нашей жизнью, чтобы Он утвердил не только наши телесные составы, а укрепил дух наш, обновил его, открыл нам духовное зрение, для того, чтобы мы видели лукавство премудрости века сего и могли постигать в самых простых, а значит, Божественных вещах все то, что относится к нашему спасению.

Поэтому, дорогие мои, в наше время, как и во всякое иное, спасение близко к тем, кто прост сердцем и нелукав в сознании своем. Это не значит, что мы должны пренебрегать всякой наукой, нет. Но та наука, которая уводит от Бога – ложная наука. Та наука, которая противоречит нравственной жизни – пагубная для нас наука. Тот контент из средств массовой информации, те книги и те фильмы, те слова близких нам людей, которые отвлекают и уводят нас от Бога, – это пагубные для нас слова и пагубная для нас наука.

Дорогие мои, будем стремиться к тому, что приводит нас к Богу! Будем ориентироваться на то, что является добром и Правдой. И когда мы будем с вами взыскателями правды Божией, Господь обязательно укажет нам на путь нашего спасения. Пусть Животворящий Крест Господень, ныне находящийся здесь и в центре каждого православного храма, перед взором каждого из нас – указывает и путь, и истину, и жизнь. Без нашего крестоношения, без достойного, с помощью Божией, несения своего человеческого креста за Крестом Христовым невозможно наше спасение.

Поэтому вновь и вновь, особенно в сегодняшний праздник и во все дни празднования Воздвижения Честного Креста Господня, будем из глубины нашего сердца повторять слова церковных молитв: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!».

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Смоленского…