Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти преставления преподобного Сергия Радонежского

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти преставления преподобного Сергия Радонежского

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в день памяти преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского

храм в честь преподобного Сергия Радонежского,
г. Смоленск, 8 октября 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, мы слышим в храмах Божиих 6-ю главу Святого Евангелия от Луки (см. Лк. 6, 17-23). В ней повествуется о том, как Господь возвел Очи Свои на учеников и множество народа, пришедшего слышать Спасителя Своего и произнёс заповеди блаженств: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их…» (Лк. 6, 20-23). Заповеди блаженств, но в большем изложении, мы читаем и в 5-й главе Святого Евангелия от Матфея (см. Мф. 5, 2-11). В этих заповедях блаженств и изложено учение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которое всякому из нас важно усвоить.

Известный богослов ХХ века – архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, не так давно ушедший из земной жизни по болезни, но так много сделавший для богословской науки, в своих богословских экзегетических комментариях оставляет нам верное осмысление заповеди блаженств (см. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). «Евангелие от Луки. Богословско-экзегетический комментарий»). Он аккумулирует и резюмирует Новозаветное учение, толкования древних святых отцов, богословов современности для правильного осмысления и понимания нами заповедей блаженств. В частности, архимандрит Ианнуарий говорит нам, о том, что заповеди блаженств очевидны и понятны для всякого верующего сердца. Нам ясно, что такое блаженства – это комплиментарное, в отношении человека, указание на то, что им выбран правильный путь, что этот путь соответствует Богом данному заданию, что человек счастлив, если следует этому пути.

Значение слова «блаженный» очень хорошо известно с древних времён. Многократно пророк и псалмопевец Давид употребляет его: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1, 1), «Блажен муж, бояйся Господа» (Пс. 111, 1). Так что всякий ветхозаветный, новозаветный и даже современный человек понимает, в чем смысл слова «блаженный». Так вот счастье, блаженство в Господе достигается только тогда, как об этом нам говорит Сам Господь, когда мы бываем нищими духовно. Архимандрит Ианнуарий пишет: «Мы замечаем, что само понятие «нищие» употребляется у Луки и у Матфея в разных смыслах. Лука дает краткую форму: «блаженны нищие», Матфей – более длинную: «блаженны нищие духом». Не следует удивляться этому различию. Ведь евангелисты воспроизводили предание в различных ситуациях». Апостол и евангелист Лука говорит и о внешнем проявлении нищеты – это внешнее проявление бывает тогда, когда усердный ученик страдает от своего ученического звания. В данном случае ученик Христов испытывает нищету, голод, страдания, бедствия и даже гонения из-за того, что он – ученик Спасителя. А евангелист Матфей уточняет смысл нищеты духовной, которой должен следовать ученик Христов, указывая на внутренний религиозный аспект этой нищеты. Образ нищеты духовной сопоставим с человеком, который страдает от того, что он жаждет следовать за Христом, страдает из-за своего духовного несоответствия, и это возводит его в пространство внутреннего самоотвержения и поиска того счастья, которое бывает только в Боге. Такой человек осознаёт, что ничто внешнее не может удовлетворить его запросов, понимая, эти запросы возможно удовлетворить только у Бога. И он достигает внутренней нищеты, не желая ничего, кроме Бога.

Внутренние и внешние проявления духовной нищеты являются аспектом жизни всякого христианина, но достигать её возможно только тогда, когда в нашем сердце бывает любовь к Богу и ближним – это неизменно. Господь, как об этом говорит архимандрит Ианнуарий, никоим образом не бичует внешнее проявление богатства, Он не говорит о том, что всякий христианин должен непременно страдать, непременно быть голодным, поскольку эти страдания, сами по себе, не являются добродетелями, а являются всего лишь следствием следования за Христом. Господь многократно говорил Своим ученикам, что само следование Правде, следование Богу является тем поводом, из-за которого мир ненавидит следователей Правды. Те, кто следовал за Христом, были ненавидимы, потому что мир ненавидит Бога. Ведь в мире значимы иные смыслы, иные ценности, которые противны Богу. К сожалению, это всё – не следствие управления Богом миром – это следствие нашего греховного повреждения теми целями и ценностями, которые человек в своем сознании, в своей душе, полагал и полагает без Бога.

Мир катится к кончине своей, но не потому, что этого хочет Бог, а потому, что сам мир логикой своих смыслов, заложенных в саму цивилизацию, отвергает Бога и отвергает созидание. Мы с вами видим, сколько разрушительных процессов происходит в нашем мире. Болезни, войны, страдания человеческие не есть следствие Божественной любви, а есть следствие отрицания Бога, отрицание нравственности, отрицание самого бытия. Как много, дорогие мои, в нашем мире происходит нелогичного, и мы сами удивляемся этому. Но все нелогичное начинается в нашем сердце. Как об этом писал в XIX веке Фёдор Михайлович Достоевский, именно сердца человеческие являются полем битвы добра и зла: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» (Федор Достоевский. «Братья Карамазовы»).

И это поле битвы расширяется до пространства наших семей. Посмотрите, сколько несчастий в наших семьях: разводы, оскорбления, непочитание родителей и неправильное воспитание детей, леность и нерадение, в том числе, со стороны взрослых. Поэтому, чтобы нам строго спрашивать с детей, нужно соответствующие требования возводить и по отношению к родителям. Много ли бабушек и дедушек, отцов и матерей ныне находятся в храмах Божиих, вознося свои молитвы к Богу о мужьях и сыновьях, которые защищают Отечество во время специальной военной операции? К сожалению, немного, хотя мобилизованные проходят подготовку, либо уже там, на передовой. Так вот, нет осознания у старшего поколения своей духовной ответственности. А если нет осознания ответственности, то что можно спрашивать с подрастающего, молодого поколения россиян? Они, может быть, и не знают, зачем им совершать тот или иной свой человеческий подвиг, что от них требует общество – нет этого понимания, нет любви к Отечеству. Нет этого ещё и потому, что взрослым поколением им не внушена и не воспитана любовь к семье, к старшим, не привиты те духовные национальные ценности, о которых возвещала и возвещает Святая Церковь.

Наша безрелигиозность всегда бывает наказуема Богом. Наша безрелигиозность и нестремление к Богу означают то, что мы стремимся к саморазрушению. Господь, предлагая нам заповеди блаженств, указывает тот путь, который способен вывести нас из состояния саморазрушения. И вот стремление к нищете духовной, то есть отвержение всего того разрушительного мирского, что губит нас, и является спасительным. Лишь устремление к Богу, к созиданию, самоотвержению, стремление любви к ближнему, является для нас спасительным. Это укрепляет духовно и сердце наше и семьи наши, и, в целом, общество, создает внутреннюю крепость, нерушимость нашего Отечества. Так бывало во все времена, так было и во время преподобного Сергия, когда святой благоверный князь Димитрий Донской и всё войско пришло под благословение преподобного Сергия на Куликовскую битву. Так было и в последующие времена, когда русское воинство и весь народ преклонял колена своего сердца перед Богом, просил Царицу Небесную, святых благоверных князей Бориса и Глеба, других святых воинов, преподобного Сергия, чтобы они укрепили Отечество наше, внушили народу Божию страх Господень, чтобы своими молитвами перед Богом, деятельно научили нас нищете духовной.

Дорогие мои, не отрицание богатства само по себе, а отрицание Бога является для нас разрушительным. Господь огорчился не тому, что юноша, подошедший к Нему, не мог отвергнуть богатство: не о богатстве говорил Господь этому юноше (см. Мф. 19, 19-26). Он лишь указывал на то, что богатство не само по себе, а богатство как идолопоклонство является губительным для того юноши. И для нас с вами губительными являются те идолы, которые стоят на пути нашей жизни. Это не только богатство и власть, которые, к сожалению, для многие людей почитаются как идолы. Это и те предпочтения в нашей жизни, к которым относятся, в том числе, наши научные звания, наше следование иным культам, которые мы сами себе возвели и в культуре, и в искусстве, и в иных сферах. Как нам кажется, без них мы не можем жить, а значит, они являются главными в нашей жизни. Но Господь напоминает: «…ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).

Взглянем во внутреннее пространство нашего сердца и посмотрим, что для каждого из нас является проявлением богатства, к чему мы стремимся, где сердце наше, о чем наши помышления именно в эту минуту? И когда мы объективно оценим, где пространство нашей мысли, наши чувства, размышления, устремления и действия – там, значит, и наше богатство.

Сегодня, осмысляя тот подвиг, который преподобный Сергий совершал в своем монашеском делании и ту великую духовную пользу, которую он приносил не только для современного и последующего ему монашества, но, и в целом, для народа русского, мы должны ясно осознавать, что именно стремление подражать нашим подлинным наставникам, к коим относится преподобный Сергий, в мыслях, чувствах, в подвигах, является для нас спасительным. Поэтому, пусть не голливудские герои, которые до недавнего времени беспокоили наши умы и сердца, а, особенно, умы и сердца наших детей, а именно подлинные герои духа будут нашими духовными наставниками. Не кумирами, а именно наставниками, подражая которым мы могли бы правильно выстраивать образ нашей жизни.

Пусть слова святого апостола Павла из Послания к Галатам, которыми завершалось слышимое нами сегодня апостольское чтение: «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2), руководством для проявления нашей любви к Богу и ближним. Невозможно любить Бога, если не любишь ближних. Об этом говорит нам апостол Иоанн Богослов: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин, 4, 20)

Пусть ношение тягот и невзгод окружающих нас людей, пусть та солидарная помощь, которую мы должны оказать нашим сыновьям и отцам – тем, кто сейчас готовится или защищает наше Отечество, будет проявлением нашей любви к Богу и ближним. Пусть наша молитва за них, наше деятельное участие в виде не столько материальной помощи, сколько в виде заботы о воинах, особенно о раненых, нуждающихся в связанных нами теплых вещах или в изготовленных нами специальных носилках, которых где-то не хватает, поможет им. Пусть всё это, в целом и в частности, будет нашим соучастием в противостоянии злу, которое пытается разрушить наше Отечество, которое пытается уничтожить наш народ.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, деятельной любовью к ближним и нашей способностью пронести тяготы друг друга, Господь простит нам согрешения и даст ясное понимание того, что Бог есть нищета духовная.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти преставления преподобного Сергия Радонежского