Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в храме свв. Космы и Дамиана в д. Жуково

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в храме свв. Космы и Дамиана в д. Жуково

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в храме в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана

14 ноября 2022 г., д. Жуково

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Десятая глава Евангелия от Матфея начинается с благословения Божия апостолов – исцелять больных, воскрешать мертвых, изгонять бесов. Мы с вами слышали о том, как Господь сообщил святым апостолам эту власть. Но власть, дорогие мои, сообщается не «росчерком пера» Божия. Божия власть становится свойством и особенностью действий человека тогда, когда Господь направляет ему Свою благодать. Божия власть является изъявлением Бога человеку, который становится носителем этой власти. Вот, чем власть светская отличается от власти Божией. Но и еще на одну особенность, отличающую власть светскую от власти духовной, обращает наше внимание Господь. Власть, которую дает Бог, является даром. А поскольку она является даром, то, безусловно, она является и ответственностью, которую человек несет перед Богом, неся этот дар собой и в себе.

Святые апостолы несли этот дар Божий: власть изгонять бесов, врачевать, воскрешать мертвых, учить Слову Божию. Но среди них был и Иуда Искариотский. Как добавляет апостол и евангелист Матфей, – «…Иуда Искариот, который и предал Его» (Мф. 10,4). Обратите внимание, что Господь дает власть и тому, который однажды предаст Его. Но Господь дает эту власть не для того, чтобы Иуда предавал Его, а для того, чтобы этот человек использовал этот дар Божий по Божиему назначению, которое приготовано каждому человеку. Не только святым апостолам, а каждому из нас – священникам, монахам, мирянам Господь вручил то или иное Свое дарование, что особенным образом отличает личность одного человека от личности другого. Каждый из нас, в силу Божией благодати, запечатленной в нашей личности, обладает тем или иным даром Божиим.

Но наряду с даром Божиим, которым обладает личность каждого человека, священство — это особый дар служения, который дается Богом не по заслугам, а вручается конкретному человеку как ответственность служения Церкви. Таким священнослужителем был и Иуда Искариотский, поскольку он обладал этим даром и властью, данной апостолам. Обратите внимание, как он распорядился этим даром.

Преподобный Макарий Великий, размышляя над теми дарами, которые Господь дает человеку, обращает наше внимание в своих аскетических наставлениях на то, что, действительно, каждый из нас владеет тем или иным Божиим даром, той или иной Божией властью, которая вручена человеку. Но каждый этим даром распоряжается по-своему. Кто восходит от силы в силу, тот становится более совершенным. Но путь совершенства велик. Иногда он бывает протяженностью в целую жизнь, а иногда, по ревности человека и по чистоте сердца и души его, Господь дает развитие этому совершенству. Как говорит преподобный Макарий Великий: «Не слышишь ли, что говорит Павел? Многие из братии восходили на сию степень, и имели дарования исцелений, откровение и пророчество; но, поелику не пришли еще в совершенную любовь, в которой «соуз совершенства» (Кол. 3, 14), то восстала в них брань, и они, вознерадев, пали. Но кто достигает совершенной любви, тот делается уже узником и пленником благодати. А кто приближается постепенно к совершенной мере любви, но не дошел еще до того, чтоб стать узником любви, тот находится еще под страхом, ему угрожают брань и падение; и если не оградит он себя, то низлагает его сатана» (Преподобный Макарий Великий. Собрание рукописей типа II. Беседа 26).

Преподобный Макарий говорит о том, что совершенство добродетели в духовном делании человека бывает только тогда, когда человек бывает пленен Божией любовью и Божией благодатью. И когда он находится в плену Божией любви, он престает согрешать и наступает та святость, к которой Господь призывает нас, как состояние души, пламенеющей своей любовью к Богу. Но для того чтобы, дорогие мои, каждому из нас с вами попасть в этот плен Божией любви, нужно восходить от силы в силу, как нам заповедает апостол Павел, от малого к большему. Этот путь следования за Христом может быть протяжённостью в целую жизнь.

Когда мы задаем друг другу вопрос: «А почему же я много лет, находясь в храме, не приобретаю ту или иную добродетель и совершенство?», каждый из нас может ответить легко, сообразив, что для того, чтобы владеть той или иной добродетелью как даром Божиим, нужно восходить от совершенства к совершенству. Нужно избавляться от плена греховного, который стремиться все время нас утянуть вниз страстей и тех бед, которые на человека навлекает грех.

Поэтому каждому из нас с вами, кто стоит на пути доброделания, не может быть легко. Не бывает легко в духовной жизни. И обманывает себя тот человек, который считает, что чтобы восходить от добродетели к добродетели, достаточно всего лишь формально прийти в воскресный день в храм Божий, формально подойти на исповедь и стать причастником Тела и Крови Христовых, не задумываясь над высотой принимаемого Таинства и над нашим с вами недостоинством. Недостаточно всего лишь уклоняться от осуждения или каких-то других злых дел. Этого недостаточно. Важно испытывать нашу любовь к Богу и ближним. Как об этом говорит святой апостол Павел: именно тот, кто испытан в любви, тот бывает опытен в доброделании, тот и получает необходимую мудрость.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, нам оставил следующее поучение на эту евангельскую историю. Он говорит о том, что Господь нам проповедует о любви, поскольку, собственно, любовь Божия и есть средоточие всего Евангелия, всего Божиего благовестия. Там, где нет любви, нет Евангелия: «Вы слышали ныне в Апостольском чтении удивительную речь святого апостола Павла о любви. Никто как он не мог так говорить о любви: он явил нам истинную сущность любви, ее безмерное значение. А любовь есть средоточие всего христианского учения, всего Евангелия. Вникните же в эту божественную речь святого апостола Павла: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13,1). А звук меди, звук кимвала есть нечто пустое. Пуст тот человек, который умеет говорить даже на всех языках, и ангельский язык знает, а любви не имеет (Святитель Лука, архиепископ Крымский. «Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла»).

Святой апостол Павел в первом Послании к Коринфянам также нам сегодня возвещает о любви, говоря о том, что если мы и человеческими, и ангельскими говорим языками, если мы воскрешаем мертвых, если мы двигаем горами, но при этом любви не имеем – все это бессмысленно. Бессмысленны эти добродетели без любви, потому что совершенством и верхом их является любовь (1 Кор. 13,1-2). 13-я глава Первого Послания к Коринфянам заключается этой фразой: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13,13). Это свидетельство того, что все наши мысли, наши чувства и деяния, которые мы совершаем на путях нашей духовной жизни, мы должны поверять с этим совершенством добродетелей, к коим относится любовь. Будем каждый раз задавать себе вопросы, совершая те или иные деяния: «А из любви ли я к Богу и к человеку совершаю то или иное деяние? Какая причина того или иного моего действия, той или иной моей мысли или чувства?». Если причиной всех наших мыслей и чувств является любовь, тогда наше деяние богоугодно.

Поэтому, дорогие мои, не так все просто в духовной жизни. Но духовная жизнь проста, потому что она поверяется любовью. Какими бы самыми совершенными знаниями мы не владели, даже если тот или иной человек в совершенстве знает Новый Завет, наизусть читает молитвы, знает все церковные обряды и участвует в церковных Таинствах, но при этом если в сердце и действиях такого человека нет любви – все бывает напрасно.

Будем бояться того, что мы напрасно ходим в храм Божий. Будем бояться избегать того, чтобы все наши действия были бы лишены любви к Богу и ближним. Пусть всегда любовь к Богу и ближним будет той главной и единственной целью, которую мы достигаем в нашей жизни. Даже в самых простых бытовых вопросах, в исполнении наших семейных обязанностей должна быть любовь. Любовь должна быть и у воина, совершающего свое служение Отечеству. Любовь должна быть у и руководителя, которому вручены судьбы людские и даже целого Отечества. Любовь должна быть у врача и педагога, иначе труд этих людей бессмысленный. Любовь должна быть и у ученика, который неслучайно 11 лет проводит в образовательном учреждении для того, чтобы воспитать в себе посредством воздействия на него педагогов и родителей любовь к Богу и к ближним, к Отечеству и к самому себе.

Сегодняшняя память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана – яркое проявление любви этих людей к Богу и к ближним. И тот титул – бессребреники, – который Святая Церковь присвоила этим людям – свидетельство того, что не за деньги и не за славу эти люди совершали свое врачебное дело. Поскольку они его совершали добросовестно, сердечно, то Господь помимо врачебных талантов дал им Божию благодать видеть сердца людские, исцелять силой и действием благодати Святого Духа, которая обильно проявляется через тех людей, которые любят Бога. К этому призваны, дорогие мои, и мы. Мы призваны к тому, чтобы благодать Святого Духа совершенно действовала в нас и через нас. Не только мы, священники, призваны к этому, но и каждый мирянин призван к тому, чтобы вокруг себя сеять добро, чтобы силой своего слова, действием и поступками исцелять души людей, помогать ближним. Поэтому научимся у этих великих людей – бессребреников и мучеников Космы и Дамиана – стойкости в вере, искренней любви к Богу и ближним.

Пусть Господь их молитвами и нашим с вами человеческим произволением, нашим с вами человеческим подвигом откроет в нас обильные дары благодати Святого Духа. Как мы слышали сегодня в Послании святого апостола к Коринфянам, святой апостол Павел призывает нас к тому, чтобы мы взращивали в себе большие дары Духа Святого. А для этого должна быть очень серьезная платформа, чтобы Господь построил на ней дом – храм Святого Духа. И этим основанием является Божия любовь. Пусть Божия любовь освящает наши сердца, просвещает и указывает нам путь к нашему спасению.

Аминь.

 

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в храме свв. Космы и Дамиана в д. Жуково