Обновления

Слово митрополита Исидора в 22-ю Неделю по Пятидесятнице

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в 22-ю Неделю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в 22-ю Неделю по Пятидесятнице

Свято-Георгиевский храм,
с. Пригорское, 13 ноября 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Восьмая глава Евангелия от Луки повествует нам историю исцеления Гадаринского бесноватого, но прежде, как мы с вами читаем, Господь упреждает естественную стихию. Когда они плыли на корабле из Галилеи, Господь усмирил бурю, которая разразилась на Галилейском озере. Тогда ученики удивились тому, как Господь повелевает природными стихиями: «Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк. 8, 24).Но здесь, в Гадаринской стране, Господь повелевает над большим – над духами. Это сверхъестественное явление, поскольку ангелы Божии даже в падшем состоянии являются теми личностями, которые могут и сопротивляться Богу. Но Господь повелевает им как Творец не только человека, но и ангелов, идти туда, где им надлежит быть.

Мы обратили внимание, как бесы вступают в диалог со своим Творцом, умоляя Его не отправлять их в бездну. То есть они, злые духи, знают, что за свой грех достойны того, чтобы находиться в бездне, то есть в геенне огненной – там, где Господь повелевает им быть.

Господь, милосердствуя над творением Божиим, проявляет и к ним определенное снисхождение. Он повелевает им войти в стадо свиней вместо того, чтобы быть в этом человеке. Их было столь много в природе этого человека, что на вопрос Спасителя: «как тебе имя?», они отвечают:«легион», то есть речь идет о цифрах в тысячи.

Всё это, дорогие мои, нас с вами отрезвляет на пути нашей духовной жизни, поскольку мы видим на примере этого бесноватого человека то, как могут воздействовать силы зла на природу человека. Не только один бес, но множество могут вселяться в природу человека и управлять ею. В этих кратких евангельских словах мы видели, как этот несчастный человек, подверженный действию диавольскому, себя вел и бесновался, что народ боялся к нему подойти, потому что силой бесовской он разрывал всякие цепи и мог физически повредить человека, приходящему к нему на помощь. Поэтому он жил вне города, не приближался к нему и был несчастен.

Когда Христос Спаситель ступил на землю страны Гадаринской, этот человек приблизился к Нему, поскольку больше никто не мог ничего сделать доброго для него, ни в ком он не находил надежды. И само его приближение к Спасителю, и глас бесов, исходящий из человека – не остановили Христа и Господь, немедленно исцелил его. Мы видим, как сильно воздействие Божией благодати на этого человека после исцеления: «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним» (Лк. 8, 38).Как бы сильно не был духовно болен человек, Божия благодать способна совершенно исцелить человека. В этом наша с вами надежда на милосердие Божие и в этом наша конечная надежда – Сам Бог. Никто как Бог не способен воздействовать на природу человека. Даже сами бесы, которые могут лишь воздействовать на психофизическую природу, но до человеческого духа достигнуть не могут, потому что человек создан по образу и подобию Божию и дух его не может быть захвачен диаволом. Только Божия благодать способна проникать всюду, поскольку она является творческой энергией самого Бога, создавшего всякую тварь: и человеческую природу, и ангельскую природу, и всё на земле. Поэтому Господь направляет Свою благодать, чтобы совершенно исцелить человека.

Мы глазами людей, пришедших из Гадаринской страны, услышавших от ставших свидетелями чуда исцеления бесноватого человека пастухов, что они потеряли стадо, видим человека, который совершенно был здоров. Он разговаривал, изъяснялся, ходил и радовался жизни. Никто не мог поверить тому, что это могло произойти в одночасье. Но это произошло.

Но жители той страны по неизвестным нам причинам убоялись этого чуда, не приняли Спасителя в свой город, а попросили Его удалиться из их страны. Через этот сюжет мы научаемся тому, что там, где в сознании души и сердца нет Бога, наступают такие моменты, когда Бога, когда-то слышимого, душа, сердце и ум уже не желают принимать. И древние толкователи этого евангельского места нам указывают: чем сильнее человек согрешает, чем сильнее бывает повреждение его человеческой природы, тем больше душа человеческая сопротивляется воздействию на себя благодати Божией.

Поэтому, дорогие мои, для нашего с вами духовного делания очень важно осознавать, что чем мы глубже погружаемся в тину греха, тем сильнее он нас связывает и мы подвержены большему воздействию злых духов. Мы с вами слышали из евангельских строк, что когда человек встает на путь добра и бесы его покидают, тогда человек бывает свободным, но если он возвращается к прежним злым путям своей жизни, то он привлекает большее количество бесов. Это евангельское свидетельство указывает на закономерность нашей с вами духовной жизни: если мы с вами возвращаемся к прежнему греховному пути, то мы, к сожалению, навлекаем на себя большее зло, большее количество бесов воздействуют на нашу природу.

Очень опасно нам с вами возвращаться к прежним греховным путям нашей жизни. Но если такое бывает, потому что нет человека, кто живет и не согрешает, то мы непременно должны с большим усердием проявлять наше покаяние перед Богом, с терпением ждать от Бога действия Его Божественной благодати, со смирением принимать Божие наказание и с большим смиренномудрием ожидать от Бога Его Божественного исцеления. Исцеленный бесноватый человек был полностью подвержен действию злых духов, но, проявляя глубочайшее смиренномудрие, которое сильнее всяких бесовских действ, он дождался чуда исцелениям его Самим Богом.

И мы, дорогие мои, когда так бывает в нашей жизни, когда внешние обстоятельства настолько захватывают всю нашу судьбу, и как будто бы нет никакого просвета в жизни, мы должны в глубине сердца искать смирение перед Богом. Лишь опираясь на этот самый не заметный лучик света, ожидать от Бога Его Божественного посещения. И Господь, если мы ждем и всматриваемся в глубину нашего сердца, обязательно откликнется на нашу просьбу о помощи. Нет такого человека, на просьбу которого не откликнулся бы Бог в его человеческой жизни.

Всякий из нас, призывая Имя Господне, делая это со смирением, сокрушением сердечным, с послушанием, самоотверженностью, обязательно встречает в своей жизни Бога и обязательно происходит чудо исцеления человеческой природы, просветление человеческой души и сознания. Обязательно человек ощущает благодать Божию, которую он стремится сохранить в своем сердце.

Поэтому, дорогие мои, имея опыт религиозной жизни, постараемся удержать Божественную благодать в нашем сердце. Подобно этому исцеленному бесноватому человеку будем просить Господа:«Можно ли мне быть как можно ближе к Тебе, можно ли никогда не отлучаться от Тебя и сопровождать Тебя?». И такое, дорогие мои, бывает тогда, когда мы стремимся к доброделанию, к милосердию, когда мы проявляем соучастие в жизни других людей. Именно тогда мы сопровождаем Бога на Его путях, потому что пути Господни там, где несчастья, горе, страдания, мольба о помощи. Будем стремиться быть не там, где благополучно, ведь всякое видимое нами благополучие сомнительно, а там, где человеческое горе, где ждут нашего соучастия, молитв, проявления деятельной любви, где мы способны проявить свою человеческую любовь.

Господь повелевает этому исцеленному человеку не идти вместе со святыми апостолами, которые сопровождали Господа, а вернуться в свой город с проповедью, с миссией, которая уготована святым апостолам – проповедовать Бога, совершившего исцеление и чудо. Господь вместо малого, того, что просил этот человек – всего лишь сопровождать Его, дает ему большее. И это большее заключается в той благодати, которую Он вдохнул в него – в способности проповедовать Христа, быть одним из малых апостолов Христовых, привести ко Христу множество людей.

Поэтому будем просить Бога о том, чтобы нам с вами выполнить свою человеческую миссию добра, совершить свое служение перед Богом и перед людьми, совершить подвиг человеческий, гражданский, чтобы каждому из нас быть в подлинном смысле, в самом широком смысле этого слова – человеком.

Глядя на это чудо исцеления Гадаринского бесноватого, научимся тому, чтобы всегда обращаться к Богу с молитвой и просьбой указать правильный путь нашей жизни, просить Господа о том, чтобы в сердце было смирение и послушание перед Ним и всегда был повод проявить наши христианские добродетели.

Пусть сегодняшний праздник – годовщина Прихода храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца села Пригорское Смоленского района, является свидетельством мирян, прихожан этого храма, во главе со своим настоятелем и священником, общей любви к Богу и ближним, истины Христовой всему окружающему миру, а значит свидетельством добра всем, кто нуждается в этом мире.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в 22-ю Неделю по Пятидесятнице