Обновления

Слово митрополита Исидора в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

храм Архангела Михаила,
г. Смоленск, 21 ноября 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня совершенно необычный день для Церкви Божией, поскольку мы чествуем Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. А кто эти прочие Небесные Силы бесплотные? Это наши с вами Ангелы Хранители, которые даны Богом нам при рождении нашем, они неразлучно пребывают вместе с нами. И в минуты горести они свидетели нашей жизни, и в секунды радости. Когда бы мы ни подумали на тему: «где мой Ангел Хранитель?», он непременно находится около нас, и в этом воля Божия. Ангелы исполняют лишь волю Божию и, собственно, их ангельская природа таким образом Богом устроена, что они – служебные духи. Никаких иных дел у наших Ангелов Хранителей нет, кроме того, чтобы быть орудием в руках Божиих. Одно из главных повелений Божиих состоит в том, чтобы Ангелы Хранители сохраняли человеческий род. Одно из главных назначений Ангелов состоит в том, чтобы помогать человеку в деле его спасения.

Поэтому, дорогие мои, непременно, каждое утро, каждый вечер, и каждый день для православного христианина сопровождается нашим обращением в молитве к Ангелу Божию, а в монашеском правиле содержится ежедневное чтение канона Ангелу Хранителю.

Всё не случайно в Церкви Божией. Церковь подчеркивает важность нашего обращения к ангельскому миру. Мы сегодня слышали из чтения Х главы Евангелия от Луки, как 70 апостолов, избранных Господом, возвратились с дела проповеди, на которое Господь их отправил. Как они радовались той власти, которую Господь даровал им целить больных, изгонять бесов, воскрешать мертвых: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10, 17). Именно этой Божией силой и никакой иной силой апостолы совершали чудеса. И дело проповеди приумножалось именно потому, что наряду со Словом Божиим, с благовестием Евангелия, слово их подтверждалось знамениями и чудесами, которые они совершали по повелению Божию.

Апостолы радовались тому, что им бесы повинуются. Но Господь упреждает Своих учеников, охраняя их от возникновения у них возможной гордости в том, что они имеют эту власть. Эта гордость возникает у всякого из нас тогда, если нам представляется, это принадлежащий нам тот или иной талант – это наша сила, забывая – всё доброе, что в нас находится, является даром Божиим, тем даром, за который мы с вами понесем перед Богом ответственность.

Это касается и нас, священнослужителей, и вас, дорогие миряне, особенно тех, кто обличен властью. Именно там очень серьезное искушение в том, что со временем человек начинает думать, что власть принадлежит ему. Именно в это искушение впал первый Ангел Божий, о котором Господь наш Иисус Христос говорит святым ученикам: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10, 18). Христос не мог не видеть Денницу, потому что Он, являясь Словом Божиим, Богом, второй Ипостасью Святой Троицы, безусловно, принимал непосредственное участие в творении мира, причем ангельского мира. Вся ангельская история Им, Богом, сотворённая, хорошо известна самому Богу, Господу нашему Иисусу Христу.

Поэтому для нравственного назидания учеников Господь предупреждает их, чтобы они не возгордились, потому что гордость, по Слову Божию, явилась причиной ангельского грехопадения, гордость человеческая является причиной падения человека во грех и даже в страсть гордости. Безусловно, страсть гордости является главным препятствием для того, чтобы мы наследовали Царствие Божие. А мы с вами, по Слову Бога нашего, являемся наследниками Царствия Божия. Сам Господь в слышанном нами Евангелии от Луки говорит: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 20). Это прямое свидетельство со стороны Бога, что каждому человеку – Им, Богом сотворенному, с рождения дается гражданство в Царствии Небесном, ему выписывается небесный паспорт, в соответствии с которым каждый человек потенциально достоин Царствия Божия и каждому из нас на Небе уготован свой дом. Что может быть для нас, дорогие мои, более воодушевляющим, большим стимулом к тому, чтобы нам оставить всё тленное, земное и наследовать Его Небесное, Богом данное, гражданство? И всякий священник во время Божественной литургии, совершая молитвословие, богослужение, обращается к этим словам, говоря и благодаря Бога от всех прихожан за то, что Господь каждому из нас даровал Царствие Небесное.

Для каждого из нас важно задуматься о том, где его дом, только ли здесь его родственники? Люди старшего, преклонного поколения, знают, что наступает такой возраст, когда никого из близких и друзей не остается на этой земле – все переходят туда, в иной мир. Так что и сам возраст и, надеюсь, наша с вами человеческая мудрость, научает нас тому, чтобы мы желали Небесного, поскольку подлинная наша Родина находится там, в ином мире. Ведь все самые близкие и родные, в первую очередь родители, родственники, друзья – все уходят туда.

Поэтому стоит ли нам заботиться так сильно об этом мире? Может быть, нам стоит, в первую очередь, заботиться о том, чтобы думать о Небесном мире? Он уготован для каждого из нас, как место радости с Богом, место реализации всех творческих талантов, которые Бог даровал нам не только для того, чтобы мы реализовали их в нашей короткой жизни, но Он предусмотрел, чтобы личность наша, которая является бессмертной, уникальной, Богом данной, могла во всей полноте творчески реализоваться в той вечной жизни.

Но это не значит, что думая о небесном, мы не должны проявлять наше достодолжное христианское отношение в этой временной жизни. Забота наша о вечной жизни непременно требует того, чтобы мы богобоязненно, а значит по любви не только к Богу, но и к ближним, совершали наше земное служение Богу. А что такое совершать наше земное служение к Богу? Это значит быть не только добросовестным христианином по отношении к Богу, но и добросовестным христианином по отношению к ближним, к тому месту, где мы живем, к Отечеству, которое является для нас родным и близким, объединяя общность духовной культуры и создавая необходимые условия для общего нашего соборного спасения.

Поэтому важно, дорогие мои, потрудиться таким образом, чтобы на земле оставить добрые плоды после себя, чтобы нам не было стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы ничего не соблазняло в нас окружающих людей, чтобы свет Христов, по Слову Божию, так просвещал нас, чтобы освящая наше с вами человеческое естество, проникал в окружающих людей и во весь мир: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Не в этом ли наше земное предназначение, не в этом ли повторение наше тому, что Господь уготовал для Ангелов? Разве мы ниже Ангелов? Нет. По слову Божию и по свидетельству Предания Церковного, человек в своем назначении намного выше, чем Ангел. И Ангелы, в том числе Архистратиг Божий Михаил, предназначены к тому, чтобы послужить всякому человеку. Архистратиг Михаил относится к служебным духам, несмотря на свое высокое положение: он видел падение своего старшего собрата Денницы, видел то, как творился весь космос, как Богом создавалась земля, как по Божию повелению из ничего, из Божественного Ничто, был создан тварный мир, был создан человек. И никто на этом свете, никогда во веки веков, не сможет создавать что-то из ничего. Это бывает только у Бога.

Не может и не способен никакой человеческий ум, даже самый совершенный, за всю историю человечества, помыслить о том, «что такое Божественное Ничто?». И философия неспособна ответить на этот вопрос, поскольку даже в самом вопросе есть логическое противоречие. Но у Бога не может быть противоречий – Он Творец всей Вселенной, Творец Ангелов, человека.

Поэтому каждый из нас пусть помнит о своем высоком человеческом предназначении, о том высоком достоинстве, которое он несет в очах Божиих, о котором так хорошо знают Ангелы Божии, в том числе те, кто пали вместе с Денницей. Бесы очень хорошо знают назначение человека, они благоговеют перед тем, что человек носит образ и подобие Божие, а они – Ангелы по своей природе, неспособны носить образ и подобие Божие. Только человек способен настолько усовершенствоваться по заданию Божию, чтобы стать богом по благодати.

Так что, дорогие мои, зная о том, что все мы предназначены стать, по слову апостолу Павла, богами по благодати Божией, о том, что Ангелы Божии каждое мгновение нашей жизни стремятся помочь нам, будем в пику гордости ангельской, из-за которой Деница и его ангелы пали, в пику гордости бесовской, которая их разрушает в самих себе, будем со смиренным сердцем, с послушанием Богу, с осознанием нашего достоинства перед Богом, совершать путь нашей жизни, чтобы и нам, наряду с Ангелами Божиими, прославлять Бога не только словами, но и делами нашими. Чтобы и нам с вами, православным христианам, являть пример для окружающего мира и ни в коем образе не быть соблазном для людей, тем самым отвращая их от веры в Бога и Святую Церковь.

Поэтому будем все вместе являть собой пример жизни в Боге, пример любви к Богу и ближним.

Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…