Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Казанской иконы Божией Матери

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Казанской иконы Божией Матери

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день Казанской иконы Божией Матери

г. Ярцево, 4 ноября 2022 г.

Свято-Георгиевский собор

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры. Мы с вами слышали слова Спасителя, завершающие сегодняшнее Евангельское чтение: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28).

Кого же наш Господь Иисус Христос называет блаженным? Того, кто способен воспринять в ум и сердце свои Слово Божие. Того, кто слышит это Слово Божие, кто воспринимает его, кто принимает его в свою жизнь. Безусловно, для нас Словом Божиим является Сам Господь наш Иисус Христос, Сын Божий Единородный. И то, что Господь произносит, для каждого из нас является спасительным.

А что такое Слово Божие, спасительное для нас? Это Слово о Самом Боге. О Боге, Троичном в Лицах, но Едином в Своем Существе. О Боге, сотворившем человека. О Боге, сотворившем весь мир. Это и Слово о самом человеке, которого Бог сотворил в совершенном единстве духовного, физического и телесного. Это совершенство человека является его предназначением. Но после его грехопадения человек во многом лишил себя действия благодати Божией. Для того, чтобы вернуть эту возможность исполнения человеком предназначения своего, Господь Сам пришел в мир, чтобы восстановить этот путь человека к совершенствованию. Кроме того, Слово Божие – это и Слово о сотворенном Им мире. О мире, который Он создал ради человека. Этот мир для каждого человека является тем градом, тем полем, который человек призван Богом возделывать. И человек способен совершить свой творческий подвиг. Тот подвиг, который его делает творцом не по природе, а по благодати Божией. И сам человек, и сама природа – все это, в совокупности своей, должно послужить Славе Божией.

Но человек преступает заповеди Божии. Человек противиться воздействию на себя Божией благодати и тем самым обрекает себя на смерть. Но Господь, как милосердный чадолюбивый Отец все время обращается к человеку через Свое благовестие, Сам возвещая человеку о спасении. Это возвещение мы слышим во Святом Евангелии. Господь обращается к нам через святых апостолов, через апостольские Послания и проповеди. Господь обращается к нам через святых отцов, то есть, через Святую Церковь, через подвиг мучеников и исповедников, через всех тех добрых людей, которые себя осознают частью Церкви. Через них Господь призывает нас к покаянию. Он это делает ради того, чтобы спасти всякого человека. И нет того человека, который не был бы достоин Божиего спасения. Но для того, чтобы это спасение происходило, необходимо исполнение заповеди Божией. Той заповеди, которую мы с вами слышали только что. «Блаженны, говорит Господь, слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (см. Лк. 11, 28).

Ничто нас так не возводит на Небо, как наша способность слышать Слово Божие и исполнять то, что Господь нам предлагает. Обратите внимание, что Он нас не заставляет, Он нас не упрекает. Он нам предлагает. Поскольку спасение человека возможно только с согласия самого человека. Принудительно невозможно войти в Царствие Божие. Только через добровольное шествие человека путем преодоления себя, преодоления своей греховности, через крестоношение свое человек способен взойти на Небо. Но взойти своими силами на Небо невозможно. Без помощи Божией благодати, без обретения Бога в сердце и уме своем невозможно человеку взойти на Небо. Те из нас, кто думают, что они просто так, без всякого труда войдут в Царствие Божие, глубоко ошибаются.

Дорогие мои, от каждого из нас Господь ждет добровольного желания потрудиться, быть способным слышать Слово Божие и сохранять его. Сохранять Слово Божие – это значит, как говорит Сам Господь, приобрести ту самую ценную жемчужину, которую человек хранит всю жизнь, для сохранения которой он делает все. Человек жертвует всем остальным, чтобы сохранить этот дар веры в Бога.

Каждый из нас имеет опыт духовной жизни, когда вера то ярко горит в сердце и в уме нашем, то постепенно угасает. Когда она угасает, мы понимаем, что ведем неблагочестивую жизнь. Значит, мы ленимся молиться, мы не прощаем обидевших нас. Значит, мы не благословляем тех, кто нам желает зла. И когда мы будем желать каждому, даже самому злому по отношению к нам человеку, только добра, тогда Господь вселит в сердце наше благодать, которая способна будет открыть для нас, что есть любовь к Богу и ближним.

Царица Небесная, Матерь Божия являет для нас пример совершенной человеческой любви. Она является тем мостом, который соединяет Небесное и земное. Являясь Божией Матерью, Она также является и для нас Тою Матерью, которая все время молится о нас, ходатайствует, защищает. И к кому нам обращаться в те трудные минуты жизни, а особенно тогда, когда нам плохо, как не к мамочке своей? В те секунды нашего беспамятства, безумия и бессилия, которые наступают, мы всегда говорим: «Мама…».Поэтому, когда мы пребываем в духовной погибели, когда мы нуждаемся в помощи Божией, мы обращаемся к Божией Матери. Мы обращаемся к Царице Небесной и получаем от Нее помощь.

Но как нам сохранить, дорогие мои, Слово Божие в нашем сердце? Легко сказать об этом, но трудно сделать. Потому, что от нас с вами зависит, сможем ли мы сохранить Слово Божие в своем сердце. Обратите внимание, что даже не каждый из нас сможет пересказать то Евангельское слово, которое мы только что с вами слышали. Не каждый из нас с вами, к сожалению, способен осмыслить это Слово Божие. Сколько из тех слов Самого Спасителя нашего, которые мы слышали только что в Евангелии, сохранилось в нашем уме и в нашем сердце? Поэтому, бывает катастрофическим состояние нашего сердца и нашего ума. Для того, чтобы так не было, мы должны понуждать себя к духовной жизни, мы должны понуждать себя к добру. И никаких иных способов обрести Бога нет. Только лишь трудиться.

Возможно ли нам с вами ожидать, что Слово Божие, запечатлелось в подрастающем поколении, в наших с вами детях, если мы сами не желаем того, чтобы оно сохранялось у нас? Когда мы пытаемся обвинять подрастающее поколение в безбожии и в безнравственной жизни, мы должны, прежде всего, обратить внимание на себя: «А насколько благочестиво живу я? Являю ли я для подрастающего поколения пример жизни в Боге, пример нравственности и благочестия?». Если в нас самих нет благочестия, оно неспособно возникнуть в образе жизни наших молодых людей. Во многом, конечно, обращает внимание на себя необходимость духовно-нравственного воспитания в наших школах. Необходимо, чтобы государственная власть, желающая крепости нашего Отечества, осознавала, что не бывает этой крепости без того, чтобы сила и единение, которые дает нам Дух Божий, царствовали в наших сердцах.

Мы сегодня отмечаем День народного единства. Но никто не способен обеспечить это народное единство, кроме Бога. Даже сама власть, светская и духовная, если не обращается к Богу, если главной силой не делает Бога, не способна создать народное единство. Никакие материальные блага в нашей стране не способны обеспечить это единство. Никакое благополучие, никакие вооружения сами по себе, без благодати Божией, не способны защитить наше Отечество. Защитить наше Отечество можно только благодаря силе духа, подобной той силе духа, которую обрели наши воины в 1612 году, когда под предводительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского, объединившего народ и войско, мы смогли противостоять силе неприятеля. Сегодня мы вспоминаем 4 ноября 1612 года – день, когда Москва была освобождена от польских интервентов. Это произошло благодаря тому, что из града Казани был принесён чудотворный образ иконы Божией Матери Казанской. Этот образ был обнесен вокруг Москвы тогда, в 1612 году. И весь народ припал коленями на землю, молясь, чтобы Она защитила и укрепила. Воодушевившись этой молитвой, получив от Бога утешение в сердце, русское войско со всею силою и смелостью преодолело врага и изгнало его из нашей столицы.

Дорогие мои! В нынешнее время, когда мы переживаем опасность наступления на наше Отечество врага, мы должны учитывать эти уроки. Мы должны обращаться к Царице Небесной, припадая перед Ее чудотворным образом, молясь, чтобы Она не нашими, а Божиими силами защитила страну нашу, чтобы Она дала мужество нашему воинству, чтобы Она дала мудрость нашим властям, чтобы Она вразумила родителей. Родителей, которым так необходимо воспитывать своих детей в вере, благочестии и в любви к Отечеству.

Поэтому, дорогие мои, будем обращаться к Царице Небесной как к крайней нашей Заступнице. Никакие наши упования на богатства нашей страны сами по себе ничего не значат, а заступничество Царицы Небесной для нас означает все. Её Небесный Покров, Её защита обеспечат безопасность и обороноспособность нашей страны. Сегодня, в День народного единства, день чествования Казанской иконы Божией Матери будем со всем усердием и искренностью взывать Царице Небесной: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, моли Бога о нас!

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Казанской иконы Божией Матери