Обновления

Слово митрополита Исидора в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 4 декабря 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Слова торжественного церковного песнопения – тропаря праздника – «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает», прославляет событие Введения во храм Преблагословенной Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии. Каким же образом это событие Введения во храм трехлетнего младенца своими родителями предображает Божие благоволение, почему оно проповедует спасение человеческому роду, указывает и предвозвещает пришествие в мир Спасителя, Его преславное Рождество? Младенец Мария, как многотрудный молитвенный плод своих родителей Иоакима и Анны, обещанное Богу чадо, как дар явилась Той, Которая предвозвестила Божие благоволение, положила начало человеческому спасению и пришествию в мир Спасителя, поскольку именно Она и явилась этим благоволением Божиим.

Чем дар человеческий отличается от дара Божия? Дар человеческий – это наша с вами способность передать в собственность другого человека то, что когда-то нам принадлежало. Эти отношения таким образом между нами выстраиваются, что однажды та или иная вещь, принадлежащая нам, после того, как мы её дарим другому человеку, всецело принадлежит ему. И одаряемый иногда не желает с нами делиться тем благом, которое он получил от нас. Так что много особенностей в наших человеческих отношениях между тем, кто дарит и тем, кто бывает одаряемым.

Но существенным образом дар Божий отличается от дара человеческого, поскольку то, что дает нам Господь в качестве дара, Он не отнимает от Себя, а это остается навсегда с Ним. Речь идет о благодати Божией. Она не бывает частью нашего естества и навсегда остается частью Божественных энергий. И то, что мы от Бога получаем, не становится нашим по сути. Мы можем им распоряжаться так, как хотим, поскольку это дар Божий, который остается навсегда таковым. То, что мы получаем от Бога, является наследием, которым мы можем пользоваться вечно. И то, что Господь нам дает, соединяет нас с Божественным естеством, с Его нетварными энергиями. Так что то, что было обещано родителями Иоакимом и Анной Богу – ребенок, родившийся в их старости как плод молитвы и поста, явился тем даром, который не отнят от родителей, но принадлежит Богу и одновременно принадлежит младенцу Марии. Так что никто не бывает огорчаем, когда ему дается дар Божий и никто не бывает обкрадываем, если этот дар получает кто-то иной.

Поэтому Иоаким и Анна со всей любовью к своему чаду, осмысленно и добровольно передают свой дар – трехлетнего младенца, в руки Божии. И у самого младенца Марии, как об этом свидетельствуют древние святые отцы, нет в уме никакого смущения, оторопи и никакой трусости, потому что в Её младенческом сердце поместилась сама любовь к Богу.

И как мы знаем из древнего церковного предания, младенец Мария совершенно осмысленно, добровольно, с радостью, в окружении поющих дев, которые пришли встретить Её из ветхозаветного храма, встречающих Её священников и первосвященника, взбирается на пятнадцать очень высоких храмовых ступеней и Сама, без всякой помощи и указания входит во Святая Святых. Она была первым человеком, вошедшим во Святая Святых, не имеющим священного сана и посвящения, но Господь внушает первосвященнику не препятствовать тому, что младенец Мария вошла во Святая Святых. В этом все видят предзнаменование Божиего благословения и проповедование спасения человека.

Так что и мы, дорогие мои, должны с вами увидеть очень важный для нас урок семейной жизни: когда мы посвящаем что-то Богу, мы должны осознавать, что никогда Богом не будем обкрадываемы, никогда не оскудеем в том, что Богу посвятили. И более того, чем мы больше жертвуем Богу, тем мы больше от Бога обогащаемся, становимся по-настоящему счастливыми людьми – и в этом закономерность духовной жизни. Каждый из нас имеет возможность испытать эту закономерность, вручив Богу свою жизнь. И чем больше мы вручаем нашу жизнь Промыслу Божию, тем больше нам открывается ясного на путях нашей жизни, тем больше мы приобретаем того, что обогащает её, делает нас мудрее и крепче. Так и происходило в судьбе младенца Марии, которая вошла в храм Господень, осознавая, что так надлежит исполниться в Её жизни – в этом Промысл Божий и Ей будет предназначеното, что Господь Ей повелевает.

Дорогие мои, как мы далеки мыслями нашими, чувствами от такого расположения. Почему мы в нашей жизни так мало уделяем Божиему, а значит нашему, тому, что никогда не будет от нас украдено, кем-то забрано, разорено? Как мало мы посвящаем в нашей жизни делам добра, как мало бывает добрых мыслей и чувств. И как много греховного, того, что делает нас несчастными, неспособными к творчеству.

Когда мы видим со стороны судьбу другого человека, в котором мало созидательного, это означает, что этот человек не призывает в помощь Имя Божие, не ориентируется на ту благодатную помощь, которая бывает от Бога. Поэтому наша бесплодность творческая, интеллектуальная, культурная, бесплодность в деторождении и во многих других сторонах нашей жизни – это всё результат нашего с вами безбожия. А младенец Мария вручила Себя в руки Божии, и Господь через Неё промышляет не только лично о Ней, а о всём человечестве.

Господь промышлял о человечестве и до грехопадения Адама. Он повелел человечеству в лице Адама совершенствоваться, получая обожение, становиться богом по благодати. Но человек не смог оценить Божий дар и посчитал, что этот дар принадлежит только ему, и он может распоряжается так, как желает и никто ему не указ. И как только человек подумал об этом, он был уязвлен грехом и соблазнен диаволом.

Вот и мы, дорогие мои, когда что-то считаем своим, а оно нам не принадлежит, тогда мы бываем слабыми, потому что внешние искушения, лукавые помыслы и слова окружающих людей ранят нас, и мы бываем подвержены человеческому падению, которое нас возводит не только к совершению мелких грехов, но и преступлений, в том числе и связанных с нанесением вреда окружающим людям, вплоть до убийства. Но всё не бывает случайно, а совокупность мелких, не замечаемых нами грехов, приводит нас к грехам крупным, Поскольку грехи с нашей точки зрения бывают мелкими, то они нами и не замечаются, мы неспособны бываем их рассмотреть. И когда наступает то или иное тяжкое преступление в нашей личной жизни, мы удивляемся: «а каким образом я мог совершить то или иное?», но при этом точно пропускаем то, что наполняет нашу жизнь в мелочах.

Не должно быть в нашей жизни никаких мелочей. Не бывает мелочей в духовной жизни, поэтому всякий злой помысел против другого человека, всякое злое пожелание, даже мысленное в отношении другого человека, является уже тем грехом, в отношении которого мы должны приносить Богу покаяние во время Таинства исповеди. Поэтому будем внимательны в малых проявлениях нашей жизни: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). И, взирая сегодня на младенца Марию, мы видим, как это малое существо, по мере укрепления своих физических и духовных сил, будет предопределено к большему.

Дорогие мои, а как происходит воспитание наших детей? Мы даже не задумываемся о том, что оно должно начинаться с перинатального возраста. Когда ребенок ещё находится в утробе, уже тогда мамочка воспитывает свое чадо. Если в мыслях матери бывает что-то греховное, если она совершает греховные поступки, то, к сожалению, это запечатлевается и в сознании уже растущего ребенка. Если глава семьи бывает недобр по отношению к своей супруге, это тоже запечатлевается ребенком. Ничего не бывает безответно в нашей жизни, ничто не проходит бесследно.

Так что задача каждого из нас со всей ответственностью нести всё, что есть в нашей жизни. Каждую минуту, не только пребывая в храме, но и совершая свои семейные, гражданские обязанности, каждый из нас должен представлять всё время смотрящего на нас Бога. Каждый из нас должен всё время осознавать Божие присутствие, как его осознавала младенец Мария. И если так будет, то Промысл Божий будет верно указывать путь нашей жизни.

А что есть Промысл Божий? Святитель Филарет, митрополит Московский, память которого отмечалась на прошедшей седмице, в своем «Пространном катехизисе» дает нам краткое и понятное определение: «Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

Пусть эти слова святителя Филарета запечатлеются в сознании каждого из нас, чтобы каждый понимал, что Господь промышляет о нас, Господь заботится о нас, Господь пресекает совершаемое нами зло. Если мы видим, что зло свободно распространяется в мире, то пусть каждый знает, что Господь обязательно пресечет действие этого зла, всякое зло будет наказано, а добро будет благословлено Богом и станет наследием вечной жизни.

А сегодня, дорогие мои, прославим Ту, Которая проявила всю силу человеческого мужества, проявляла совершенную любовь человеческую к Богу. Помолимся Той, Которую сегодня Святая Церковь прославляет словами тропаря праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Пусть Преблагословенная Владычица наша Богородица помогает нам в нашей жизни, указывая путь нам всем, молясь и покрывая нас своим честным омофором.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…