Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 25 декабря 2022 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня воскресный день, Неделя праотец, и совсем скоро мы с вами вступим в празднование Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святая Церковь на Божественной литургии предложила нам 14 главу Евангельского чтения от Луки (см. 14, 16-24). Мы слышали притчу Господню о званных на пир, о том, как господин призвал своих друзей, чтобы они разделили с ним трапезу. Но смысл этой притчи будет более понятным, если мы с вами вчитаемся в самое начало 14-й главы, где повествуется о том, как Господь был приглашен богатым фарисеем на трапезу: «Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним» (Лк. 14, 1). На этой трапезе, помимо Господа и его ближайших учеников, присутствовали друзья этого богатого человека. Они, будучи друзьями фарисея, были такими же начитанными в Законе Божием людьми. Когда подошел к Спасителю человек болящий водянкой, Господь немедленно исцелил его. А это была суббота, что вызвало у фарисея и у всех присутствующих людей, который чтили закон больше всего, возмущении. Причем сам факт исцеления от водянки уже не интересовал всех этих людей: для них важнее было соблюдение закона.

Но Господь обличает нашу с вами человеческую неправду, потому что Он – Господин и субботы. И всякий человек делает самые необходимые дела тогда, когда это требуется по закону и вне закона. Господь не просто присутствует на этой трапезе фарисея – Он исполняет Свое Божие дело, которое заключается в том, чтобы возвещать правду и обличать неправду. Поэтому Господь обращается к сидевшим приглашенным богатым фарисеям, рекомендуя им всегда участвовать в трапезе таким образом, чтобы садиться не на первое место, а на последнее, ибо последние станут первыми, а первые последними (Лк. 14, 8-11). Так бывает на трапезах и так будет на Страшном суде.

Далее Господь обращается к фарисею, пригласившему всех друзей и Самого Господа. Господь произносит притчу, которую мы с вами слышали из уст протодиакона, читавшего Евангелие на Божественной литургии: (Лк. 14, 16-24). Господь намеренно произносит эту притчу, указывая в ней на те же обстоятельства, похожие на то, что происходило на этой вечере. Господин призвал своих друзей, а друзья, такие же богатые, как он, были заняты другими делами: кто-то женился, кто-то купил пять пар волов, а кто-то приобрел землю. Они не смогли прийти, поскольку занимались более важными для себя делами. И так бывает в наших человеческих отношениях, когда наши друзья не слушают нас или может быть бывают даже нам не друзьями. Так бывает и тогда, когда человек проживает продолжительное время жизни и у него не остаётся никаких друзей, потому что кто-то ушел из жизни, кто-то занят землей или иными делами и не желает продолжать дружбу, поскольку дружба – это такое же крестоношение как брак, дружба – такие же обязательства, как обязательства семейные.

Поэтому очень важно то, что Господь говорит в притче сей. Она касается того, что наша дружба не должна быть меркантильной, не должна преследовать какую-то свою корыстную цель, ведь всякая корысть бывает обличаема самими людьми и уж тем более, эта корысть бывает обличаема Богом. Но Господь говорит и наставляет людей, сидевших на трапезе, о более возвышенных вещах, призывая их не стремиться к тому, чтобы искать почести и взаимной пользы от всяких трапез и от всякой дружбы, которые сегодня приносят пользу, а завтра нет. Господь указывает этим людям и нам на то, что мы искать должны дружбы вечной – той дружбы, которая приносит нам блаженство.

Так бывает, дорогие мои, когда мы ищем Господа в наше сердце, когда делаем Его нашим ближайшим другом, окружаем себя людьми, которые дружат с Богом. Тогда эти человеческие отношения между нами бывают крепкими, ведь мы все стремимся к Господу, мы все желаем того, чтобы послужить Богу, а значит, делаемся ближе Ему и ближе друг к другу.

Так бывает в христианской общине, ведь нет крепче дружбы, чем в здоровой духовно христианской общине. Так бывает во взаимоотношениях между духовником и духовными чадами, когда такое духовное сродство бывает ближе родственных кровных связей. Бывает это тогда, когда на Приходе действует духовник, и вокруг него собираются люди. Уход из жизни такого человека бывает таким же горем, такой же существенной потерей, как потеря родного отца и близкого родственника.

Поэтому, в сегодняшний воскресный день, мы с вами провожаем такого священника из нашего Свято-Успенского кафедрального собора, который всегда был с народом, стремился исповедовать людей, пришедших в храм Божий, объединял вокруг себя народ, указывая путь не к себе самому, а ко Христу, как это и положено всякому священнику.

Сегодня для нас печальный день: мы провожаем в вечную жизнь дорогого и всеми нами, духовенством и народом Божиим, любимого приснопамятного, новопреставленного иеромонаха Анатолия. Он с 1992 года, будучи рукоположен митрополитом, а ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, нес послушание здесь, в кафедральном соборе – тридцать лет священного служения в соборе. Эти тридцать лет дали обильные плоды, поскольку не только вы, собравшиеся здесь, но и много других людей, которые сегодня в силу обстоятельств не смогли прийти сюда, глубоко почитают и молятся о своем духовном наставнике и духовнике. Это относится не только к мирянам, но и к священникам, которые приходили к нему на исповедь и получали от него пастырское утешение.

И сегодня для каждого из нас это печальное событие. Печальное не потому, что мы беспокоимся об участи дорогого иеромонаха Анатолия, а потому, что мы потеряли его, а значит, обеднели на одного доброго человека. Но мы приобрели тем самым, через его уход, молитвенника себе. Поэтому будем не ослабевать в наших молитвах об иеромонахе Анатолии, помня, что за свою пастырскую деятельность он, по свидетельству внешних, никогда никого не осудил. Это очень важная добродетель для нас священнослужителей и мирян, поскольку если мы не судим, то и сами судимы от Бога не будем. Запомним это и постараемся воздерживаться от всякого осуждения в нашей жизни. Если так будет, то мы сподобимся такой же блаженной кончины во сне, как это произошло с отцом Анатолием.

Поэтому для него во многом такой уход из жизни – награда. Пусть подобные награды, особенно Царствие Божие – как главная награда, будет и для него, и для каждого из нас. А мыс вами будем продолжать молиться за отца Анатолия, в глубине нашего сердца просить его молитв и указания с его стороны на то, как нам с вами правильно поступить, ведь многие, кто приходили к нему на исповедь, должны найти теперь нового духовника – это не просто для всякого человека.

Вечная память и вечный покой приснопамятному иеромонаху Анатолию. И связавшись по телефону со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, сообщив ему о безвременной скоропостижной кончине иеромонаха Анатолия, я получил поручение Святейшего Патриарха передать вам его Первосвятительское благословение, передать его соболезнование всем нам – духовенству и мирянам Свято-Успенского кафедрального собора и Смоленской епархии.

И ещё одно поручение выполняю, поскольку Преосвященнейший епископ Серафим, известный вам, также сегодня желал быть здесь, чтобы помолиться вместе с нами, но вирус гриппа, который скашивает многих из нас, не позволил сегодня ему быть. Он также направил нам свои устные соболезнования, молитвенно сегодня пребывая вместе с нами.

И пусть наши общие молитвы, которые, конечно же, в нашей Церкви возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, с нашей соборной помощью, помогут упокоиться в Царствие Небесном приснопамятному иеромонаху Анатолию.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец