Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе г.Смоленска

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе г.Смоленска

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска

30 декабря 2022 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы только что слышали у евангелиста Марка о том, как ученики Христовы пребывали в споре (см. Мк. 9, 33-41), они находились вместе со своим Божественным учителем в доме Симона Петра, у его тещи, в Капернауме. И был у них спор о том, кто из них самый главный ученик. Господь им на эти братские споры, как Божественный учитель, назидательно возражает словами: «…кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35).

Священномученик Григорий (Лебедев) так нам излагает Божественную мысль о том, что всякий, стремящийся быть первым в мире сем, должен быть, по повелению Божию, последним. Этот священномученик Церкви Божией говорит нам, что каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы быть последним в этом мире: последним в своих греховных устремлениях, последним в исполнении всякого недоброго, что есть в этом мире (см. Еп. Григорий (Лебедев) Толкование на Евангелие от Марка). Поэтому, всякий из нас должен стремиться к тому, чтобы не быть успешным, ведь мир лежит в грехе, а делать всё то, что служит созиданию мира Божиего, и никогда не стремиться в эти бурлящие грехом стихии мира сего, а стремиться в тихую гавань к Господу нашему Иисусу Христу.

И как мы с вами слышали у евангелиста Марка, Господь поставил перед учениками дитя малое. Может, это был младший сын Симона Петра или кого-то из родственников, а может, кто-то из пришедших отроков. Так вот, поставив этого отроча, Господь говорит: «…кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Мк. 9, 37). Святитель Иоанн Златоуст разъясняет нам эти слова Спасителя, говоря о том, что быть ребенком в вере на злое – это значит, вообще не знать зла, подобно тому, как малые дети не понимают, что такое зло (см. Евангелие от Марка, Глава 9, толкователь: Иоанн Златоуст святитель). Вот и мы с вами, дорогие мои, в нашей духовной жизни, должны стремиться к тому, чтобы приобрести это детское отношение к злу, точнее, желание не знать никакого зла – это очень важно для нашей души, поскольку всякое зло поражает нашу душу, оно стремится разрушить нас изнутри. Мы всячески должны избегать зла, хотя его так трудно избежать в этом мире греховном, в том числе, его трудно избежать потому, что часто источником зла являемся мы сами.

Святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам нам дает назидательное наставление о том, как мы должны избегать всякого зла: «…не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14, 20). Это означает то, что Господь призывает нас использовать Богом данные таланты разумного и рассудительного отношения к себе и окружающему миру. Каждый из нас должен, говоря современным языком, «подключать мозги» для того, чтобы принимать ответственные решения в своей жизни и правильно рассуждать в отношении всех внешних явлений, касающихся нас. В нас с вами должна быть рассудительность, рассудительность, которая основывается на Божиих заповедях, на том, как Господь повелевает нам поступить в том, или ином случае. Вот если каждый из нас с вами, священников, монахов, мирян, будет перед всяким делом, которое нам надлежит совершить, рассуждать: «а как правильнее, по-Божиему, совершить это дело?», вот тогда это дело, с точки зрения Бога, будет успешным.

Так важно, дорогие мои, чтобы мы непрестанно молились, чтобы во всех, особенно трудных жизненных обстоятельствах, мы призывали в помощь Имя Божие, даже самыми краткими словами: «Господи помилуй!». И нет такого человека, который был бы настолько занят, что он не способен был бы в несколько мгновений, из глубины сердца, произнести: «Господи помилуй!». Поэтому никакие наши оправдания того, что мы не умеем молиться, не состоятельны, поскольку мы ленимся молиться. Мы ленимся преклонять колена нашего сердца перед Богом, ленимся испытывать свою совесть, стремиться к добру, поскольку все это требует самоотвержения, все это требует самопожертвования.

Так будем же младенцами на злое, будем разумно принимать те или иные решения в нашей жизни, даже самые мелкие, кажущиеся несущественными. Везде требуется разумный, рассудительный подход. И пусть во всех обстоятельствах нашей жизни, во всех трудных жизненных ситуациях, в радости и в горе у нас с вами на устах и в сердце присутствует молитва к Богу.

Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе г.Смоленска