Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Авраамиевом монастыре

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Авраамиевом монастыре

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре

3 декабря 2022 г., г. Смоленск

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

“Дорогие братья и сестры! Сегодня, в предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святая Церковь прославляет подвиг самопожертвования Младенца Марии, которая призвана Богом стать вместительницей невместимого Бога – Богородицей.

В преддверии этого славного для всего человечества и для Святой Церкви дня, мы слышим евангельскую историю из последних шести строк 9-й главы Евангелия от Луки (см. Лк. 9, 57-62). В этой же главе повествуется о Преображении Спасителя (см. Лк. 9, 28-36) и о том, как после этого Его не приняли в Самарянском селении (см. Лк. 9, 52-56). Так что все люди, шедшие за Христом Спасителем, не только ученики, видели одновременно и славу Божию, и то поношение, которые люди возводили на своего Спасителя – Бога. Под этими впечатлениями три человека в разное время подошли к Спасителю с вопросами.

Первый человек говорил: «Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел» (Лк. 9,57), и Господь, видя сердце этого человека, говорит: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9, 58). Святитель Иоанн Златоуст и прочие древние толкователи Евангелия говорят о том, что Спаситель, предвидя лукавство этого человека, который из какого-то расчета решил пойти за Ним и присоединиться к ученикам, указал, что в сердце этого человека нет места для того, чтобы там пребывал Бог. Поэтому это шествие за Спасителем для него может быть не долгим или даже не спасительным.

Другой человек был призван Богом пойти проповедовать, но он ответил Христу: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего» (Лк. 9, 59). Этими словами он напомнил Спасителю о том, что его сердце не здесь – не со Христом, Который только что его призвал к делу проповеди Евангелия, как Он призвал и прочих учеников. И те: апостол Андрей Первозванный и прочие, оставили все немедленно и пошли за Ним. А этот человек попросил Бога пойти и погрести своего отца. И никто не уверен в том, что он вернулся бы для того, чтобы присоединиться к братии, шедшей за Спасителем. Может быть, он и бы не вернулся, но Христос указывает ему на то, что мертвецов следует погребать тем, кто своим сердцем и умом с ними, «а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк. 9,60).

Третий человек подошел к Спасителю и сказал: «Я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими» (Лк. 9, 61). И Господь, одновременно отвечая этим людям и всем нам, призванным к тому, чтобы следовать за Христом, произнес важные для нашего спасения слова: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). Это, прежде всего, дорогие мои, относится к нам – людям, носящим священный сан, людям, призванным к монашескому служению, ведь мы себя ввергли в руки Божии, пообещали Богу, что мы будем беззаветно, не оборачиваясь на свою прошлую жизнь и на внешние обстоятельства, следовать за Христом. Но это также относится и к вам, дорогие миряне, которые в Таинстве Крещения обещались Богу исполнять заповеди, всецело отвергать соблазны греха, работать над собой, а значит, не оглядываясь, возделывать поле своего сердца. К этому каждый из нас призван, дорогие мои, призван к тому, чтобы быть добросовестным работником на поле нашего сердца.

Если мы оглядываемся, если мы оставляем плуг, который вручил нам Христос, как дар Свой, если мы оставляем эту работу, если мы быстро устаем – значит поле наше бывает невозделанным и на нем произрастают различные вредные растения, которые заглушают зерна, посеянные Самим Христом, заглушают Им, Богом, посеянное в наше сердце семя веры. И если мы его не возделываем усердно, если мы его не поливаем нашими слезами, то не бывает произрастания из этого семени, не бывает доброго плода. А всякая хозяйка знает – чтобы вырастить прекрасный плод, необходимо много потрудиться. То же самое дорогие мои, требуется и в нашей с вами духовной жизни: многие труды, пот и слезы, и иногда, может быть, даже кровь, которая остается на руках у доброго и честного возделывателя поля. Все это требуется, особенным образом, в нашей с вами духовной жизни.

Поэтому, если мы, особенно священнослужители и монахи, оборачиваемся, опускаем свой плуг, бываем недобросовестными делателями в Винограднике Христовом, Господь произносит нам грозные слова о том, что мы недостойны. Но при этом Господь, зная немощи человеческие, дает нам каждый раз новую возможность к тому, чтобы мы взялись за плуг нашего сердца. Он дает нам возможность к тому, чтобы мы, принеся покаяние перед Богом, обрели вновь данную Им начальную благодать. Наше покаяние перед Богом, наше смиренное и чистосердечное раскаяние, Причащение Святых Христовых Таин возвращает, по учению святых отцов, ту первоначальную благодать, которую Господь дает нам в Таинстве Крещения. Если мы в нашей жизни не используем этот благословенный дар, который Господь нам дает через прощение наших грехов – значит мы ввергнем себя в осуждение, значит мы будем теми богохульниками, которым непростителен грех.

Поэтому, дорогие мои, обратим внимание на проповеди преподобного Авраамия Смоленского, чудотворца, который в житии и подвиге своём стремился к тому, чтобы все время возвещать о необходимости покаяния всякого человека, о приближении Царствия Божия и Страшного Суда. Обращаясь мысленно к преподобному Авраамию, нашему небесному покровителю, и обращая внимание на сегодняшнюю евангельскую историю, взывая к Богу, будем искать Бога в нашем духовном сердце, будем обращаться к Нему молитвенно с просьбой простить грехи наши, очистить нас, дать нам силы к несению нами нашего христианского креста. И если мы это будем делать усердно, со смирением и мудростью, данной нам Богом, то Господь нашим покаянием, молитвами преподобного и богоносного отца нашего Авраамия  и преподобного Ефрема,  прочих чудотворцев наших Смоленских, дарует нам всецелое покаяние, а значит, изменение к лучшему нашего образа жизни, любовь к Богу и ближним.

Аминь.”

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Авраамиевом монастыре