Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, попразднство Рождества Христова, праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, Собор Пресвятой Богородицы

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, попразднство Рождества Христова, праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, Собор Пресвятой Богородицы

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом,
попразднство Рождества Христова, праведного Иосифа Обручника,
Давида царя и Иакова, брата Господня, Собор Пресвятой Богородицы

храм святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской,
г. Смоленск, 8 января 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня Рождество Христово, и в этот воскресный день, второй день по Рождестве, мы прославляем Богомладенца Христа. Прославляем не только мы, но и Ангелы Божии, воспевающие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14), и пастыри, и те паломники, которые пришли из далекой страны и поклонились младенцу Христу, принесли Ему в дар золото, ладан и смирну.

По-своему отнеслись те, кто ненавидел Христа. Сегодня мы слышали у евангелиста Матфея, как Ирод отреагировал на Пришествие в мир Спасителя (см. Мф. 2, 13-23). Знал ли он о том, что он не подлинный царь Иудейский? Знал. Но в том зло и проявляет свою несостоятельность, что оно нелогично. Подлинный Царь Иудейский это Тот, о Котором возвещали пророки, о Котором говорил псалмопевец Давид, Тот, Которого ожидали многие люди, которые в предшествующие столетия и даже тысячелетия своей благочестивой жизнью стремились к тому, чтобы быть с Богом.

Прославление Богомладенца Христа происходит и из уст младенцев, и питающихся молоком, как об этом нам возвещает псалмопевец Давид в 8 псалме: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс. 8, 3). Это возвещение хвалы Божией происходило таким образом, что оно буквально не повторяло то, что мы обычно считаем прославлением Божиим. В данном случае речь идет о Вифлеемских младенцах – о тех маленьких убиенных из-за злобы царя Ирода детях. И поводом к их убийству явилось Пришествие в мир Спасителя. Эти младенцы стали, на самом деле, не жертвой, а победителями, поскольку они пострадали за Христа, пришедшего в мир и даровавшего вечную жизнь для всего человечества.

Всякий неверующий ум спрашивает себя и окружающих людей: «А в чем виноваты младенцы, почему Бог не предотвратил смерть невинных – самых маленьких детей?». Отвечая логически, как это привык наш греховный ум, мы никогда не найдем подлинного ответа на этот вопрос. Так же как ответа нет на вопрос: «Почему в этом мире царствует зло, хотя все знают, что необходимо следовать добру и никто из нас не желает друг другу того злого, что происходит в мире. Откуда же зло в мире?».

Нашей с вами ограниченной логикой невозможно дать ответы на эти фундаментальные вопросы, но ответы на эти вопросы можно почерпнуть верующему сознанию – тому сознанию, которое любит Бога, воспринимает жизнь и окружающие явление в ней не узко, глядя на время и обстоятельства, а размышляя с точки Божественной вечности. Собственно, к чему мы с вами приучаемся, приходя в храм, читая Святое Евангелие, принимая Таинства Христовы, совершая благочестивый пост и молитвы, участвуя в богослужении, воспринимая церковные традиции? Мы с вами воспитываем в себе способность мыслить Божиими мыслями, воспринимаем способность мыслить с точки зрения Божественной вечности, так как Бог располагает, а не как предполагаем мы. И вот с этой точки зрения Божественной вечности мы с вами знаем, что зло ограничено: во-первых, оно было не всегда, а во-вторых, оно обязательно закончится. И оно обязательно заканчивается в жизни даже самого злого человека его кончиной. Так и произошло с царем Иродом. Какое бы страшное зло в своей короткой несчастной жизни он не совершал, оно прекратилось, и памяти не осталось об этом зле и об этом человеке, кроме того, что он упоминается в связи с Пришествием Богомладенца Христа. А сколько злых людей видывал этот свет? Бессчётное количество, но памяти о них нет никакой.

Поэтому, дорогие мои, зло конечно, и мы должны это ясно осознавать. Когда мы ищем причины: кто виноват в том, что погибли эти младенцы в Вифлееме, у нас есть, на самом деле, ясный ответ – виновато зло и те, кто является проводником зла. Это же относится и к нам – когда мы ищем причину зла, то мы должны, прежде всего, взглянуть на самих себя: «А не являемся ли мы поводом и проводником зла?».

Если этого нет в нашей жизни, то наша с вами задача – противодействовать злу. В этом состоит суть и воинского служения, в этом суть миссии, которую несут защитники Отечества – не убивать, не преумножать зло, а пресекать зло. Было ли пресечено зло, которое совершено в Вифлееме? Оно было пресечено тем, что пострадали лишь эти несколько тысяч Вифлеемских младенцев. Но сохранилось то, что принесло для человечества большее благо. Совершено это зло, но оно стало возможностью для проявления дальнейшего добра – это так бывает и тогда, когда мы душу свою полагаем за жизнь ближнего нам человека. Совершается зло и, может быть, это зло проявляется в отношении нас, но силы добра, в конечном счете, торжествуют. Так бывает по Промыслу Божию, а Промысл Божий всякому добру вспомоществует, а уклоняющуюся волю, даже и ту, которая склоняется ко злу, пресекает, либо предотвращает или переводит в благое. В этом суть Промысла Божия.

Промысл Божий был совершен и в отношении этих Вифлеемских младенцев. Как об этом говорит святой неразделенной Церкви, который совершал свой подвиг в Италии в V веке, блаженный Петр Златоуст: “А что же Христос? Зная наперед будущее, ведая тайное, Судия намерений, Надзиратель помышлений, почему Он оставил тех, которых, как Он знал, станут разыскивать из-за Него и ведал, что из-за Него убьют? Новорожденный Царь и Царь Небесный, почему Он пренебрег Своими воинами ради собственной безопасности? Почему Он пренебрег войском Своих ровесников? Почему Он оставил стражей, вынутых из своих колыбелей, так что враг, намеревавшийся разыскать только царя, выступил против всего войска? Братья, Христос не презрел, но превознес Своих воинов, которым дал [возможность] торжествовать прежде, чем жить, которым позволил одержать победу без сражения, которых Он одарил венцами прежде, чем членами [тела], и которые по Его воле путем страданий прошли мимо пороков, обрели Небесное прежде земного и сочетались с божественным еще прежде земного. Следовательно, Христос выслал вперед Своих воинов, а не бросил; Он принял Свое войско, а не оставил (см. Блж. Петр Хрисолог. «Собрание проповедей»). Эти младенцы не стали жертвой, поскольку они лишь предотвратили большую жертву. Они стали теми, кто помог Младенцу Христу избежать смерти, явились теми победителями, благодаря которым в мир пришел Спаситель и Своей добровольной Жертвой, не вынужденной жертвой, которую понесли младенцы, но добровольной Жертвой искупил грехи всего человечества, победил саму смерть и даровал жизнь и этим младенцам, и всякому человеку, желающему жить с Богом.

В подлинном смысле эти Вифлеемские младенцы являются первыми мучениками за Христа, они – те победители, которые, ещё не совершив никакого действа, в самом начале получили венцы, поскольку их возглавлял Сам Царь Славы. Не совершая никакого греха в своей жизни и не имея возможности его совершить, потому что они – младенцы, они уже оказались в Царствии Небесном. Эти рассуждения святителя Петра Хрисолога для нас являются очень важным ориентиром того, как нам нужно относиться к собственному горю, особенно тогда, когда безвинно умирают наши младенцы, когда бывает так, что какая-то внешняя сила, обстоятельство, забирает от нас малое дитя и это, безусловно, с человеческой точки зрения, является несправедливым актом. Это несправедливое деяние, которое нас лишает самого дорогого в жизни, не дает возможность раскрыться всем тем талантам и возможностям, которые есть у этого маленького младенца. Но так мы рассуждаем нашим человеческим умом, не имея возможность проникнуть в Тайны Божии, в Промысл Божий, в Его мысли об этом человеке.

Поэтому, дорогие мои, не всякое деяние является безусловным, абсолютным злом. Нет никакого абсолютного зла, потому что есть только абсолютное Добро, которое противодействует этому злу, старающемуся захватить весь мир, которое приводит всякие злые причины и поводы к добрым последствиям, исправляет всякие неровности в человеческой судьбе, которое из всякого зла, в силу своей Божественной любви к каждому человеку, претворяет это зло в доброе последствие, за исключением лишь того, кто не желает того, чтобы быть с Богом. И так произошло с царем Иродом, так произошло с фараоном, который избил в Египте всех младенцев, так происходит с теми из нас, кто не желает следовать путями добра, так бывает с теми, кто является нераскаянным грешником, а нераскаянный грешник – это тот, кто совершая грех, не считает его за грех, и это Богом называется хулой на Духа Святого (см. Мф. 12, 31).

Будем избегать духовной слепоты, будем в своей жизни стремиться к тому, чтобы не быть проводниками зла, а только лишь добра, будем прославлять пришедшего в мир Спасителя, Который Своей добровольной жертвой на Кресте искупил грехи человечества, Который венчал всякого мученика за Христа, Который утирает и будет утирать всякую слезу, истекающую из наших глаз из-за той или иной несправедливости, Который утешает нас во всякой печали, дает жизнь вечную для всякого человека, стремящегося быть с Ним, рожденным в Вифлееме Богомладенцем Христом, Господом нашим Иисусом Христом, пришедшим в мир ради нас и нашего ради спасения.

Сегодня, во второй день Рождества Господа нашего, прославим Спасителя мира, прославим Того, Кто победил смерть, Кто венчал Вифлеемских младенцев на вечное Царство, Кто посрамил зло и дал этому злу окончательно утвердиться в царе Ироде и, обличая это зло, убедил нас в том, что зло конечно, а добро вечно.

Поэтому, дорогие мои, будем проводниками добра, служителями правды и последователями Христа Спасителя нашего, Который для каждого из нас есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, попразднство Рождества Христова, праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, Собор Пресвятой Богородицы